Половина россиян испытывают сложности с приобретением лекарств из-за отсутствия на это средств, две трети сталкивались с некачественными препаратами и почти 90% считают, что сложившуюся систему лекарственного обеспечения в стране надо менять. Таковы итоги пациентского исследования «Качество и доступность лекарственных средств-2019». По мнению экспертов, России следует переходить от льготного обеспечения лекарствами отдельных категорий граждан к лекарственному страхованию для всех.
Исследование, осуществленное в рамках I Всероссийского фармпробега «Национальные цели в области здравоохранения. Приоритетные вопросы развития», провели Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко и межотраслевое объединение «Фармпробег». В опросе 2019 года приняли участие 1237 россиян из разных регионов. Примерно таким же было число респондентов в аналогичном исследовании ВЦИОМ и Национального НИИ общественного здоровья, проведенном в 2013–2014 годах, что позволило проанализировать полученные данные в динамике.
О сложностях с приобретением лекарств рассказали 49% респондентов. Среди основных причин они назвали нехватку на это денег (55%), а также отсутствие привычных препаратов (38%). Еще 2% опрошенных указали на недоступность необходимых им лекарств (2%). С проблемой качества препаратов столкнулись 66% опрошенных, что на 8% ниже по сравнению с опросом пятилетней давности. На четверть снизилось число случаев приобретения просроченных лекарств, на 8% меньше стало исправлений в маркировке или на упаковке препарата. Незначительно выросли показатели «сомнений в подлинности» (на 8%) и изменения внешнего вида товара (3%).
По-прежнему россияне не доверяют отечественной фарминдустрии. Более того, число пациентов, отдающих предпочтение импортным препаратам, выросло на 30% (с 26% до 56%). Российским лекарствам стабильно доверяют четверть опрошенных, треть респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Все больше претензий у россиян к существующему льготному лекарственному обеспечению. Среди его основных недостатков респонденты назвали замену нужных препаратов их аналогами (29% в 2019 против 5% в 2013–2014 гг.), и необходимость постоянно ходить за рецептом к врачу (19% против 7%). А вот жалоб на отсутствие лекарств в аптеке стало меньше (21% против 32%). В целом, 89% участников исследования считают, что систему льготного лекарственного обеспечения надо менять. Пять лет назад так считали 57% респондентов.
По словам научного руководителя Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, академика РАН Рамила Хабриева, проблему нельзя сводить только к обеспечению лекарствами льготной категории граждан. Российские льготники составляют лишь 10–15% населения, при этом нуждаются в лекарствах на этапе амбулаторного лечения большинство россиян. «Важно покрывать абсолютно все потребности наших граждан и создавать все условия для доступности препаратов, — отметил Хабриев. — Хороший пример — успешный запуск пилотного проекта по лекарственному возмещению в Кировской области: уже есть понимание, что необходимо внедрить региональные пилоты еще в 8–10 регионах дополнительно».
Напомним, с 2015 года Минздрав анонсировал тестирование схем лекарственного страхования в пилотных регионах. Один такой эксперимент, проводимый по инициативе Кировской области, глава ведомства Вероника Скворцова назвала тогда проектом «фантастической эффективности». По правилам проекта, пациенты с сердечно-сосудистыми болезнями стали получать лекарства за счет областного бюджета, доплачивая только 10% их стоимости. В итоге, по данным областного департамента здравоохранения, существенно снизилась смертность от болезней системы кровообращения, сократилось число инфарктов и инсультов. Министр пообещала, что кировский эксперимент будет взят за основу для того, чтобы расширить его на 15–16 регионов. Но дальше этого дело не пошло.
Кроме того, Росздравнадзор продолжает фиксировать снижение числа получателей льготных лекарств: не получая необходимых препаратов, люди предпочитают выходить из программ льготного лекобеспечения. По данным ведомства, на сегодняшний день льготные лекарства получают лишь пятая часть людей, имеющих на это право. И такая ситуация еще больше снижает возможности льготного лекарственного обеспечения: чем меньше остается в программе пациентов, тем ниже объемы ее финансирования.
По словам главы Лиги пациентов Александра Саверского, согласно Конституции РФ и стандартам лечения, вся медицинская помощь уже сейчас должна финансироваться государством, но на практике выполнение стандартов амбулаторной помощи не включает лекарственное обеспечение. Это поможет решить и нынешнюю проблему низкой доступности лекарств даже для льготников.
Нельзя рассматривать вложения в лекарства только как необратимые расходы государства, считает Саверский. Средства, вложенные, например, в амбулаторные лекарства, сократят расходы на скорую помощь, стационарное звено, больничные листы и инвалидность. «Эффективность лекарственного обеспечения граждан очень высока, — считает эксперт. — Проблема в том, что у нас никто не умеет считать. Как показали европейские исследования, каждый вложенный в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний рубль дает экономическую выгоду в семь рублей, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата — 3,5 рубля».