с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

В НМИЦ гематологии указали на проблемы с доступностью инновационной онкогематологической терапии
28 Марта 2024 г.

Начальник отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и обращения медизделий НМИЦ гематологии Олег Шухов сообщил о недостаточной доступности наиболее инновационных методов лечения онкогематологических заболеваний. Основной причиной этого он назвал медленное включение уже зарегистрированных препаратов в систему финансирования – через перечень ЖНВЛП и клинические рекомендации, а также потерявший актуальность список высокозатратных нозологий. По собственным данным Шухова, от 25% до 30% современных профильных лекарств сейчас не представлены в ЖНВЛП – это приводит к слишком высокой нагрузке на региональные бюджеты.
 

Данными Олег Шухов поделился 27 марта на форуме «Гематологическая служба России. Стратегические цели и вызовы». Он начал с того, что наиболее эффективная терапия на сегодня состоит в применении таргетных препаратов и моноклональных антител – эти препараты занимают 76% от финансовых затрат на лекарственную терапию пациентов по профилю «гематология», включая онкогематологические нозологии.

Несмотря на наличие регистрации, сообщил Шухов, около 27% от инновационных лекарств отсутствуют в перечнях ЖНВЛП и ВЗН. Среди таковых, например, понатиниб, асциминиб, гилтеритиниб, занубрутиниб, инотузумаб, гемтузумаб, дефитабин и ряд других.

Это логично повышает нагрузку регионального бюджета по линии льготного лексобеспечения, добавил докладчик. По данным Шухова, 20 наиболее обеспеченных в этом смысле субъектов РФ на сегодня закупают 60% от всех инновационных лекарств. Полностью потребность покрыта фактически только в столичных регионах, гласит статистика.

Так, Санкт-Петербург в 2023 году тратил 1 тысячу рублей на душу населения на закупку данной категории лекарств, Москва – 904 рубля, тогда как в Воронежской области сумма составляла 159 рублей, в Удмуртской Республике – 164 рубля. Высокий показатель также в Республике Коми (952 рубля), Калининградской области (573 рубля) и регионах Дальнего Востока.

Выступающий представил и другую статистику. По его данным, в перечне 14 ВЗН находятся лекарства, которые по факту либо клинически неэффективны, либо давно не относятся к высокозатратным. Среди них иматиниб для лечения хронического миелоидного лейкоза (ХМЛ) и ритуксимаб с флударабином для лечения хронического лимфолейкоза (ХЛЛ). Объем закупок этих лекарств по линии 14 ВЗН занимает лишь 11% в финансировании терапии для ХМЛ и 3% для ХЛЛ.

Шухов добавил, что исключение устаревших позиций из 14 ВЗН не должно быть односторонним, одновременно федбюджет должен взять на себя обязанности регионов по дорогостоящей терапии.

Эксперт коснулся и темы оплаты медпомощи по КСГ. Несмотря на очевидные преимущества для гематологической службы от допфинансирования за счет федпроекта «Борьба с онкозаболеваниями», доля онкогематологических препаратов в общих закупках ежегодно снижается, также остается незакрытым пробел с финансированием таблетированных препаратов в дневных стационарах.

По оценкам ФФОМС, ежегодно порядка 35 млрд рублей из средств ОМС приходится на финансирование сегмента онкогематологии. В 2020 году, учитывая эту сумму, по данным Аналитического центра Vademecum, бюджеты всех уровней потратили на лечение ЗНО лимфоидной и кроветворной тканей более 80 млрд рублей.

Гематологическая служба развернута в 89 регионах на базе 216 государственных, ведомственных медорганизаций мощностью 4,5 тысячи коек, в которых работают около 1,6 тысячи врачей-гематологов. Главными проблемами службы, как утверждает глава НМИЦ гематологии Елена Паровичникова, остаются проблемы маршрутизации пациентов и кадровый дефицит.

Дмитрий Камаев
 


источник :  https://vademec.ru