Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский направил Президенту РФ Владимиру Путину открытое письмо с просьбой отменить ЕГЭ, а также провести общенациональный мониторинг по изучению школьной нагрузки и ее влияния на здоровье детей.
Он ссылается на тот факт, что общая распространенность нарушений здоровья и развития среди детей в возрасте до 14 лет увеличилась за последние 10 лет на 26,8%. А среди детей старшего подросткового возраста (15–17 лет) показатель общей заболеваемости увеличился вдвое. Такие тенденции в лиге связывают с ростом учебной нагрузки на школьников.
Эксперты изучили нормативные документы по объемам учебной нагрузки на детей в школах и выяснили, что те перегружены даже больше взрослых. В соответствии с нормами СанПиНа, максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка для детей со 2-го (для первого класса условия в петиции не обсуждаются) по 11-й класс колеблется при переводе академических в астрономические часы для шестидневной недели от 19,5 учебных часа для второклашек до 27,75 астрономических часа для одиннадцатиклассников. Для учащихся пятидневки нормы колеблются от 17,25 и до 25,5 часа соответственно. В сумме с домашней работой нагрузка достигает 28,5 часа для второклассников и 48,75 часа для одиннадцатиклассников на шестидневке и 24,75 и 43 часов для школьников, которые учатся по пятидневному графику. Конкуренция между школами вынуждает их еще больше повышать эти нормы. Плюс внеурочная деятельность, которая вообще никак не учитывается.
«Даже поверхностное изучение нормативных документов, регулирующих работу школы, прямо указывает на то, что дети не просто перегружены, а работают значительно дольше взрослых. Сравним полученную допустимую нагрузку с нормами продолжительности рабочего времени согласно Трудовому кодексу РФ. Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов. Это норма для взрослых, которая была выработана как раз для сбережения не только здоровья, но и трудоспособности», - отмечают авторы документа.
Однако специалисты в области школьной медицины назвали инициативу слишком поспешной. «В ней много внимания уделено количественным характеристикам, хотя надо больше значения придавать качественным показателям. Существующие нормативы действуют уже достаточно долгое время. И поэтому говорить о том, что только количественный показатель приводит к такому эффекту, на мой взгляд, не совсем корректно. К сожалению, интенсификация в основном идет не за счет количественного прибавления, а за счет объема информации, которую получают школьники», - заявила «МВ» заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД Марина Степанова.
По ее словам, все дело в том, что сейчас вся деятельность по оценке факторов риска, влияющих на здоровье школьников, сокращена. А педагоги не очень хорошо владеют способами, способными минимизировать информационную нагрузку. При этом в школах активно внедряются цифровые средства обучения, которые не проходят никакой апробации и экспертизы, равно как и тот контент, который через них транслируется.
Отдельно в петиции упомянута тема роста числа детских и подростковых суицидов. По мнению пациентского сообщества, рост данных показателей связан в том числе с введением ЕГЭ в 2006 году.
На связь суицидов с ЕГЭ указывал ранее и уполномоченный по правам ребенка, отмечает Александр Саверский. «Тема взаимосвязи ЕГЭ и суицидов требует изучения. Хотя, по данным, которые у нас имеются, такие формы экзаменационных испытаний, как тесты, не так травматичны, как устные формы. Но связывать рост подростковых суицидов только с введением ЕГЭ - достаточно смело, это заключение ничем не подкреплено. Слишком много факторов, которые усиливают суицидальную активность, и привязывать ее только к этим экзаменам, наверное, не совсем правильно», - считает Марина Степанова.
Татьяна Бескаравайная
источник : www.medvestnik.ru