1. О подаче Надзорной жалобы на Апелляционное определение ВС РФ по поводу сохранения исчисления (постоянного летнего) времени.
В Надзорной жалобе, среди прочего говорится, что суды обеих инстанций даже формально не рассмотрели главные основания Заявления, чем нарушили наше право на доступ к правосудию. Главными основаниями были:
- нарушение права на высший достижимый уровень здоровья (п. 1 с) ч.2 ст. 12 Международного пакта экономических социальных и культурных прав МПЭСКП), являющегося частью правовой системы Российской Федерации;
- нарушение действием Постановления права на охрану здоровья (ст. 18 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»);
-причинение действием Постановления вреда здоровью гражданам (согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей опасность).
Судами полностью проигнорированы указанные нормы, указанные в нашем Заявлении. Слово «здоровье» даже не упомянуто в мотивировочной части Решения и Определения судов. Не выдерживают критики и «доводы» судов, которые просто скопированы из Решения в Апелляционное определение, как будто оно не было обжаловано и не были приведены новые доводы.
В то же время заявления государства о том, что невозможно перевести время из-за Олимпийских игр выглядят цинично, поскольку для государства, похоже важнее его контракты, а не здоровье людей. А ведь решение проблемы представляется весьма несложным — государство может оставить Сочи в нынешней системе исчисления времени до конца Олимпиады, а во всей стране ввести время в соответствии с природными ритмами. Для Москвы это — UTC+3 без сезонного перевода часов (который, что указывалось в суде и Правительством, сам по себе вредоносен), а остальные регионы должны сами решить свою судьбу вместе с Правительством РФ, тем более, что их позиция, как правило, уже известна
2. Сегодня опубликован отзыв «Лиги пациентов» на доклад Минфина Президенту РФ «Оптимизация государственных расходов и привлечение негосударственных источников финансирования в сфере здравоохранения»
В отзыве, в частности, сказано, что Министерство здравоохранения РФ и Открытое Правительство приступили к разработке Концепции развития здравоохранения, которая действительно жизненно необходима государству. Появление в этот момент предложений Минфина по оптимизации бюджета, претендующих на всеохватность и концептуальность решений, выглядит не оправданно, поскольку они решают сиюминутные проблемы, цена чего впоследствии будет слишком высока.
Документ Минфина не содержит целого ряда решений, часть которых уже используются и которые вменено реализовать. Среди них: привитие населению здорового образа жизни (борьба с потреблением табака, алкоголя, внедрение практик здорового образа жизни — спорт, физкультура, йога и пр.); повышение заработных плат врачам; введение административной ответственности медицинского персонала и медицинских организаций; приведение в соответствии с нормами законодательства о конкуренции перечней лекарств, учитывая сохранение возможности выбора нужного лекарства пациентом и врачом (функция врача по выбору лекарства с торговым наименованием всего лишь оказалась у провизора, который к тому же не является лечащим врачом и заинтересован в извлечении наибольшей прибыли); меры по борьбе с приписками и т.п. Полный набор такого рода предложений может быть выработан в ходе работы над концепцией развития системы здравоохранения.
Предлагаемое Минфином создание государственно-частных партнерств на базе государственных учреждений превращает в декларацию конституционное право гражданам на бесплатную медицинскую помощь, потому что такая помощь гарантирована только в государственных и муниципальных учреждениях. Нет ЛПУ — нет возможности реализовать конституционное право! Кроме того, государственное учреждение само способно привлечь необходимые кредиты (инвестиции) — зачем для этого менять организационно-правовую форму?
Введение соплатежей в сфере услуг, где царят немощность, страх (за себя и близких) и незнание (что болит, какой диагноз, как лечить), превращает пациента в идеальную мишень для зарабатывания денег. Это путь к Средним векам, когда каждый платил за себя и ... быстро умирал! БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ЗА СЕБЯ ДОЛГО ПЛАТИТЬ НЕ МОЖЕТ, а маховик услуг будет стремится к бесконечности в гонке за капиталом, что и показывает опыт США (18 % ВВП на здравоохранение, что в абсолютных величинах близко к затратам на здравоохранение всех остальных стран мира вместе взятых, - и 37 место в рейтинге ВОЗ по качеству и доступности медпомощи).
3. По разным оценкам объем приписок в здравоохранении колеблется от 30 до 60 %%. Это совершенно искажает статистику заболеваний, необходимых расходов на лечение, направления развития в здравоохранении и пр. В то же время отсутствует контроль пациента и за движением средств, и его влияние на систему, и общественный контроль. Для решения этих проблем «Лига пациентов» предлагает ввести контрольный налог (сбор) за посещение врача и за койко-день. К обсуждению предложены следующие размеры налога: 30 рублей за посещение врача и за койко-день для неработающего населения, и 100 рублей - для работающего. Предположительно, пациент после посещения врача и стационара будет получать на домашний адрес квитанцию для оплаты налога. Уплата налога будет являться подтверждением получения помощи, и только тогда ЛПУ сможет получить деньги из ОМС за этого пациента. Контрольный налог позволит, прежде всего, избежать приписок, а значит, на каждый рубль налога гражданина получит не 20 рублей из ОМС, как сейчас, а 30. Кроме того, уплатив из своего кармана деньги, пациент неизбежно станет более требователен к работе здравоохранения, что способно изменить его облик. Но при наличии реальной угрозы того, что контрольный налог окажется барьером в получении нуждающимися медпомощи (если не будет отработан механизм, ясна безбарьерная величина), его вводить не следует. Его задачей никогда не должно быть финансирование здравоохранения, его задача — подтверждение факта получения пациентом помощи и факта платежа. Полученные деньги предлагается направить на информатизацию здравоохранения, администрирование и контроль качества медпомощи, но не на саму помощь, которая оплачивается из бюджетов и ОМС.
4. «Лига пациентов» сообщила о создании своего Санкт-Петербурского отделения. Жалоб от пациентов из этого региона поступает сравнительно немного. В основном, они связаны с проблемами в бесплатном лекарственном обеспечении, например, в офтальмологии. Однако более ясной эта картина станет после начала работы отделения. Телефон для бесплатных консультаций по правам пациентов в Санкт-Петербурге 8 (911) 244 77 10. Председатель регионального отделения «Лиги пациентов» Крюкова Анна Алексеевна.
5. Юрист “Лиги пациентов” Зубкова Марина Владимировна сообщила, что обращаемость в Лигу связана со следующими основными проблемами:
с неумением или нежеланием врачей разговаривать с пациентом (поэтому пациенты выясняют что-то у нас); со снятием инвалидности и невозможностью объективно обжаловать решение МСЭК; с лекарственным обеспечением; с невыдачей медицинских документов; с неинформированностью; с отсутствием независимых экспертов; с работой прокуратуры и СК РФ; с врачебными ошибками в области стоматологии, акушерства, хирургии. Сейчас «Лига пациентов» получает 10-12 жалоб в день.
президент А.В. Саверский