с 10:00 до 18:00 по будням

Аналитика

1.   Удовлетворенность населения качеством и доступностью медицинской помощи

 

Согласно опросу ВЦИОМ[1] в 2006 г. (по амбулаторно-поликлинической помощи):

-     49 % граждан недовольны качеством медпомощи;

-     52 % недовольны укомплектованностью ЛПУ[2] и квалификацией кадров;

-     54 % не довольны отношением медперсонала к себе;

-     68 % жалуются на очереди.

Большинство респондентов (68%) не считают, что услуги оказываются оперативно, очереди отсутствуют, а в случае необходимости можно быстро и без особых проблем пройти диспансеризацию (недовольны 62% опрошенных)[3].

Согласно опросам «Левада-центра» [4]

«Опрос проведен 21-24 сентября 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

 

УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ НЫНЕШНЕЙ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ?

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Определенно да/скорее да

17

14

18

14

15

16

15

Ни да, ни нет

21

20

23

22

22

22

22

Скорее нет/определенно нет

59

64

58

60

59

57

61

Затруднились ответить

3

2

1

4

4

5

2

 

За последние годы россияне стабильно низко оценивают состояние отечественного здравоохранения. Число недовольных заметно превышает количество россиян положительно оценивающих работу врачей.

По данным[5] ФФОМС[6] в 2006 году[7] в системе ОМС было проведено 8 млн. экспертиз качества медицинской помощи.

При этом «в ходе проведения экспертизы качества медицинской помощи в 2006 году выявлено 4,8 млн. нарушений, или 6 нарушений на каждые 10 проведенных (60% – прим. авт.) экспертиз (2005 г. - 3,6 млн. или 4,8 нарушений на 10 проведенных экспертиз).

Основными нарушениями, выявленными при проведении экспертизы качества медицинской помощи, являются: необоснованное завышение объема и стоимости оказанной медицинской помощи (53,7%), оказание медицинской помощи ненадлежащего качества 782, 4 тыс. (16,3%)…»[8].

То есть из 8 млн. экспертиз почти 10% (782 тыс.) случаев помощи ненадлежащего качества.

К сожалению, последующие материалы ФФОМС представлены в таком виде, что по приведенным в них цифрам вообще трудно делать выводы, но остается надеяться, что сам ФФОМС имеет более точную картину.

Так, согласно справке ФФОМС за первое полугодие 2012 года  «По 3,84 млн. страховых случаев проведено 1 665,2 тыс. экспертиз качества медицинской помощи и выявлено 741,5 тыс. страховых случаев, содержащих 829,5 тыс. нарушений»[9].

Даже в этом коротком абзаце больше вопросов, чем ответов. Почему упоминаются 3,84 млн. случаев, когда их сотни миллионов, или это какие-то особые случаи и тогда эти данные нельзя экстраполировать на все случаи. А если экстраполировать, то получается, что в 50% случаев проведенных экспертиз были обнаружены дефекты медпомощи. Это сильно не сходится с данными 2006 года, где речь шла о 10 %.

Поскольку данные 2006 года были представлены подробно, что позволяло их анализировать и делать выводы, отметим, что в 2006 году в стационарах пролечено 33,1 млн. больных, в дневных стационарах пролечено 6,2 млн. больных.[10] 10% общей суммы приведенных цифр составит 3,3 млн. дефектов медицинской помощи в стационарах, которые не включают экспертный анализ более 1,2 млрд. амбулаторных посещений пациентов.

Но приведенные далее цифры свидетельствуют, что это – минимум. В реальности показатели могут быть значительно выше.

 

[1]        Всероссийский центр изучения общественного мнения, http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3350.html

[2]        Лечебно-профилактическое учреждение

[3]        РИА Новости, Москва, 10 окт. http://www.rian.ru/society/statistics_soc/20061010/54685844.html

[4]        http://www.levada.ru/15-10-2012/otechestvennaya-sistema-zdravookhraneniya-rossiyan-ne-ustraivaet

[5]        Данные Федерального фонда обязательного медицинского страхования не включают в себя обращения и жалобы граждан в системе бюджетного здравоохранения (например, скорая помощь, акушерская и высокотехнологичная помощь), а также платные медицинские услуги и систему добровольного медицинского страхования. Однако более полных, чем приведенные, данных в России нет.

[6]        Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

[7]        Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 29 июня 2007 г. N 4848/30-3/и «О состоянии защиты прав граждан в системе ОМС в 2006 году». Информационно-аналитическая справка «О состоянии защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в 2006 году».

[8]        Там же

[10]      Доклад МЗиСР о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2006 году http://www.mzsrrf.ru/userdata/press/doclad/doclad.doc