с 10:00 до 18:00 по будням

Решения Общественного совета при Росздравнадзоре

Вносится на рассмотрение
Общественного совета
по ЗПП при Росздравнадзоре
А.В. Саверским

Дата внесения:
20 ноября 2006 года

Дата завершения заочного голосования
согласно п.п. 6.3. Регламента:
11 декабря 2006 года

Проект Решения № 2/пзр

 
СПРАВКА
О ДИСКРИМИНАЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН,
ПОСТУПАЮЩИХ В РОДИЛЬНЫЕ ДОМА БЕЗ РОДОВЫХ СЕРТИФИКАТОВ,
ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВА РОДДОМОВ ВЫПИСЫВАТЬ РОДОВЫЕ СЕРТИФИКАТЫ И ПОЛУЧАТЬ ПО НИМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА


ПЛАН:

   1. Постановка проблемы
   2. Анализ проблемы
   3. Предложения по решению проблемы
   4. Полномочный орган, способный разрешить проблему
   5. Актуальность проблемы для Общественного совета при Росздравнадзоре
 

1. Постановка проблемы

    Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ № 701 от 28.11.2005 г. и Приказу Минздравсоцразвития РФ № 5 от 10.01.2006 г. родильные дома не вправе выписывать беременным женщинам родовые сертификаты и даже получать их бланки, - это могут делать только женские консультации.
 
    Эта ситуация приводит к дискриминации в роддомах прав женщин, не получивших сертификат в женской консультации, что является недопустимым.   

    В "Лигу пациентов" уже поступило несколько, связанных с этим, жалоб из разных регионов России, и есть все основания полагать, что это - лишь начало.

 2. Анализ проблемы

    Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 

    Согласно Правилам финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 852 от 30 декабря 2005 г. "6. Региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют оплату услуг из расчета: … 5 тыс. рублей - учреждениям, оказывающим медицинскую помощь женщинам во время родов, за каждую женщину, получившую такие услуги. 7. Оплата услуг осуществляется на основании талонов родового сертификата - документа, выдаваемого женщинам врачами учреждений, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и (или) родов, при сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более при явке к врачу на очередной осмотр". Женские консультации также получают свою плату за ведение беременности.

    Согласно тем же Правилам: "Настоящие Правила определяют порядок финансирования в 2006 году расходов, связанных с оплатой услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (далее - учреждения) по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и (или) родов (далее - оплата услуг), за счет средств, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации на эти цели из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

    Таким образом, у родильных домов, которые и являются учреждениями, оказывающими женщинам медицинскую помощь во время родов, есть право на получение указанных средств, и указанное Постановление Правительства РФ предполагает безусловную оплату, как за период беременности, так и за роды - отдельно и независимо одно от другого.

    Общеизвестно, что немалое количество женщин (по оценкам "Лиги пациентов" от 10% до 30% беременных в разных регионах) обращаются в роддома на стадии родов, минуя женские консультации. Такие ситуации возникают в силу разных причин:

        * в местах удаленного от женских консультаций проживания женщины приезжают в город, где есть родильный дом, непосредственно перед родами или даже в родах;
        * в Москве много иногородних граждан, которые не становятся на учет в женские консультации по причине отсутствия полисов ОМС и регистрации в Москве, а сразу обращаются в родильные дома;
        * нежелание женщины наблюдаться в женской консультации вообще, что является ее правом, и никакого стимулирования с помощью введения каких-либо порядков оплаты добиться невозможно;
        * наблюдение за женщиной на этапе беременности в платных медицинских центрах, а не в женских консультациях, вследствие чего женщина может просто не знать о необходимости получения сертификата в женской консультации;
        * если беременная наблюдалась в женской консультации до 30-ой недели, а потом попадает в родильный дом уже в родах, не получив сертификата, поскольку он выдается только после 30-ти недель беременности
 
    Поскольку сертификат является основанием для оплаты медицинских услуг, то родильный дом не заинтересован в том, чтобы оказывать женщине без сертификата медицинскую помощь, поскольку будет оказывать ее бесплатно при наличии права получить за это деньги. Это неизбежно приводит к дискриминации рожениц, не вставших на учет по беременности в женской консультации и не имеющих, по этой причине, сертификата. Родильный дом в этой ситуации будет принимать все меры к тому, чтобы женщина принесла сертификат сама, что является препятствием доступности и своевременности медицинской помощи гражданам. Пациентки оказываются "крайними" в выяснении отношений между двумя хозяйствующими субъектами - родильным домом и женской консультацией.

    В установленных приказами Минздравсоцразвития РФ порядке и условиях оплаты услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, - получение денег одним хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги (родильным домом), ставится в зависимость от правильных действий или бездействия другого хозяйствующего субъекта (женской консультации). Такая зависимость не правомерна, поскольку нарушает принцип независимости субъекта гражданских прав (родильного дома) от другого субъекта (женской консультации), что приводит к нарушению права родильных домов на получение оплаты за услуги, и прав рожениц на своевременное получение этих услуг, поскольку они не оплачиваются.
 
    Полагаю, что принятый в приказах Минздравсоцразвития РФ порядок противоречит в указанной части порядку, установленному Постановлением Правительства РФ N 852 от 30 декабря 2005 г., а также принципам гражданского права, и подлежит дополнению в части предоставления родильным домам права получать от ТФОМС бланки родовых сертификатов, выписывать родовые сертификаты и получать по ним причитающиеся деньги.
 
    Из заявления Министра здравоохранения и социального развития РФ М.Ю. Зурабова известно, что с 1 января 2007 года медицинское обслуживание в первый год жизни ребенка также будет оплачиваться за счет родового сертификата, у которого появится третий талон, предназначенный для педиатрических служб. Признавая положительную сторону этого предложения, необходимо в создаваемом порядке предусмотреть также возможность педиатрической службы выписывать родовой сертификат и получать за это деньги вне зависимости от женской консультации и родильного дома, которые беременная женщина может миновать.

    Установленным порядком не урегулирована оплата медицинской помощи, оказанной женщинам, попадающим в роддома на сохранение беременности. Расходы на этот этап лечения, который порой значительно дороже самих родов, не предусмотрен ОМС.

    Следует обратить также внимание на то, что согласно ч.2. ст. 8 Конституции РФ: "2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Установленный порядок оплаты по родовым сертификатам не позволяет организациям, имеющим иную организационно-правовую форму, нежели государственное и муниципальное учреждение, и иной вид собственности, нежели государственная и муниципальная, претендовать на участие в программе родовых сертификатов, что может расцениваться, как нарушение конституционного равноправия субъектов с различными формами собственности. Полагаю, было бы справедливо и правильно с точки зрения конкуренции и равноправия, развития гражданских свобод и прав, включая и право граждан на выбор медицинской организации, разрешить организациям с другой формой собственности, нежели государственная и муниципальная, участвовать в программах по родовым сертификатам, хотя бы и при условии частичного погашения стоимости их услуг за счет средств ОМС. Это было бы справедливо и по отношению к тем женщинам, которые оплачивают стоимость ведения беременности и родов за свой счет, не имея поддержки государства, хотя государство и выделяет на это деньги, и это право - равное для всех.
     
 3. Предложения по решению проблемы
    
    Необходимо дополнить установленный Приказом Минздравсоцразвития РФ № 701 от 28.11.2005 г. и Приказом Минздравсоцразвития РФ № 5 от 10.01.2006 г. порядок выдачи родовых сертификатов родильными домами и оплаты по ним правом родильных домов получать от ТФОМС бланки родовых сертификатов, выписывать родовые сертификаты и получать по ним причитающиеся деньги.

 4. Полномочный орган, способный разрешить проблему

   Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

 5. Актуальность проблемы для Общественного совета при Росздравнадзоре

    Поскольку изложенное выше затрагивает интересы самых уязвимых групп - беременных и детей (рожденных и не рожденных), что влияет и на демографическую ситуацию в России, данная проблема требует скорейшего разрешения во избежание ее стагнации, что приведет к систематическому нарушению прав беременных.