§

Решения Общественного совета при Росздравнадзоре

Росздравнадзор проверил порядок оказания платных медицинских услуг населению

 

 

В соответствии с поручением министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в целях усиления контроля за исполнением законодательства в сфере оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и предоставлением платных медицинских услуг, Росздравнадзором и его территориальными управлениями в 2008 г. проведены проверки соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Проверена деятельность 1216 учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации, из которых 462 государственных и 754  муниципальных.

В ходе проверок установлено, что в органах управления здравоохранением 7 субъектов Российской Федерации (в республиках Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Хабаровском крае, Курской и Сахалинской областях) не была разработана соответствующая нормативная правовая база, регламентирующая порядок организации и оказания платных медицинских услуг населению.

Установлено, что контроль в пределах своей компетенции за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения, должным образом и в полном объеме осуществляется только в 22 субъектах Российской Федерации: республиках Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Хакассия, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курганской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Псковской, Саратовской, Ульяновской  областях.

Так, Департаментом  здравоохранения Кировской области организован  многоуровневый контроль деятельности подведомственных учреждений по оказанию платных медицинских услуг. Минздравом Саратовской области разработан Административный регламент предоставления министерством здравоохранения области государственной услуги по выдаче разрешения на оказание платных медицинских услуг подведомственным учреждениям.

Отсутствие контроля и, соответственно, большое число нарушений в лечебно-профилактических учреждениях установлено  в 10 субъектах Российской Федерации: республиках Карелия, Саха (Якутия), Чувашия, Камчатском крае,  Брянской, Вологодской, Иркутской, Курской, Рязанской, Сахалинской, Тверской областях, Чукотском АО. 

Так, в Курской области в большинстве ЛПУ проверки соблюдения учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг не проводились в течение последних 2 лет; в Сахалинской области – 8 лет. 

При проверке остальных субъектов Российской Федерации установлено, что органы управления здравоохранением осуществляют нерегулярный  контроль за правильностью взимания платы с населения и ценообразованием при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

Установлено, что среди видов платных услуг в большинстве проверенных ЛПУ преобладают лечебно-диагностические и профилактические услуги (предварительные и периодические медицинские осмотры). В лечебных учреждениях стоматологического профиля преобладают услуги по зубопротезной помощи.

Управлениями Росздравнадзора субъектов Российской Федерации в  ходе проверок особое внимание уделялось вопросам приоритетности оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальными Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Установлено, что платные медицинские услуги, оказываемые в учреждениях здравоохранения большинства субъектов Российской Федерации, за исключением  проведения  медицинских осмотров и косметологических услуг, входят в территориальные Программы государственных гарантий. Данная ситуация выявлена в ряде проверенных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 48 субъектов Российской Федерации. 

Распространенной причиной предоставления за плату медицинских услуг, оказание которых предусмотрено в Программе госгарантий, является наличие очередности при проведении диагностических и  консультативных услуг по причине отсутствия «узких» специалистов и недостатка медицинского оборудования.

В ходе проверок выяснено, что ряд проверенных лечебных учреждений не имеет возможности обеспечить оказание бесплатной медицинской помощи в полном объеме из-за дефицита финансирования территориальных Программ госгарантий либо из-за отсутствия финансирования медицинской услуги бюджетом учреждения.

Вместе с этим у ряда лечебно-профилактических учреждений было выявлено невыполнение объемов медицинской помощи, предусмотренной территориальными Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги предоставлялись (республики Карелия, Коми).

Проверки показали, что доля платных услуг  различается как в разных субъектах Российской Федерации, так и в лечебно-профилактических учреждениях субъекта (от 0,9 % в Удмуртской Республике до 30 % в Приморском крае).

Случаи отсутствия лицензии на избранный вид деятельности либо оказание платных медицинских услуг по нелицензированным видам работ (услуг) выявлены в 37 субъектах Российской Федерации.

В 26 субъектах Российской Федерации был выявлен ряд лечебно-профилактических учреждений, предоставляющих платные медицинские услуги без специального разрешения органа управления здравоохранением соответствующего уровня. Отмечено, что чаще всего специальное разрешение отсутствует в  муниципальных учреждениях здравоохранения.

По итогам проведенных проверок установлено, что самым распространенным нарушением является отсутствие в лечебно-профилактическом учреждении, оказывающем платные медицинские услуги,  подробной информации для потребителей. Нарушения в оформлении информационных стендов для потребителя имелись в ЛПУ 48 субъектов Российской Федерации.

Факты незаключения договоров с населением выявлены в 29 субъектах Российской Федерации. В 52 субъектах Российской Федерации имелись многочисленные нарушения в оформлении договоров с населением на оказание платных медицинских услуг – несоответствие положений договора законодательству.

Установлено, что часто не соблюдается принцип добровольности при оказании платных медицинских услуг: согласие пациента (отказ от бесплатной услуги) на платную услуг не оформляется; пациент не осведомлен, что данный вид медицинских услуг он может получить  бесплатно, в том числе в соответствии с  территориальной Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Выявлены случаи «навязывания» пациенту платных медицинских услуг в связи с якобы невозможностью оказания данной помощи бесплатно в ближайшее время. 

Проверки показали, что в большинстве медицинских учреждений отсутствуют специально выделенные кабинеты для предоставления платных медицинских услуг. Услуги оказываются специалистами в основное рабочее время (в 17 субъектах Российской Федерации), вне общей очереди. Оказание платных медицинских услуг на медицинском оборудовании, полученном в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», выявлено в учреждениях здравоохранения Тверской, Костромской и  Свердловской  областей.

Территориальными Управлениями Росздравнадзора выявлены единичные нарушения в ведении учреждениями здравоохранения статистического и бухгалтерского учета предоставляемых платных медицинских услуг населению.

 В 4 субъектах Российской Федерации были выявлены ЛПУ, которые используют в своей деятельности медицинские технологии без соответствующего разрешения (Кабардино-Балкарская Республика, Иркутская и Пензенская области, г. Санкт-Петербург). В ряде ЛПУ медицинские услуги оказываются специалистами, не имеющими соответствующей подготовки и  повышения квалификации в установленные сроки (республики Карелия, Марий Эл, Магаданская, Саратовская области, Чукотский АО).

В некоторых учреждениях при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены единичные факты оказания платных услуг без применения контрольно-кассовых машин или оформления соответствующих бланков. Выявлены случаи оплаты непосредственно медицинским работникам (Республика Калмыкия, Тверская область).

Предоставление за плату медицинских услуг при оказании скорой медицинской помощи  и при экстренных состояниях выявлено в учреждениях г. Самары и г. Волгограда, в Чукотском АО.

Как отметил руководитель Росздравнадзора Николай Юргель, в результате проведенных Росздравнадзором проверок соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению установлены многочисленные факты нарушения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В большинстве проверенных лечебно-профилактических учреждений субъектов Российской Федерации  выявлены нарушения правил предоставления платных медицинских услуг.

Материалы с информацией о результатах проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий, а также предложения по устранению выявленных недостатков доведены до сведения руководителей администраций проверенных субъектов и представлены в Минздравсоцразвития.

По словам профессора Юргеля, причиной платного оказания услуг, относящихся к гарантируемым объемам бесплатной медицинской помощи, и других грубых нарушений, является отсутствие надлежащего контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения.

В начале следующего года вопросы оказания платных медицинских услуг будут рассмотрены на Коллегии Росздравнадзора с приглашением представителей Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, руководителей субъектов Российской Федерации и органов управления здравоохранения регионов.