§

Решения Общественного совета при Росздравнадзоре

Проект подготовлен
Вице-президентом "Лиги пациентов"
С.А. Саверской
Вносится на рассмотрение
Общественного совета при Росздравнадзоре
А.В. Саверским

Дата внесения:
20.02.2007.

Дата завершения заочного голосования
согласно п.п. 6.3. Регламента:
13.03.07.

Проект Решения № 3/пзр от 20.02.07.

Реализация п.12 Плана работы Совета
СПРАВКА

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ РЕЙТИНГА РОДИЛЬНЫХ ДОМОВ (АКУШЕРСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ СТАЦИОНАРОВ)
 

План:

   1. Постановка проблемы
   2. Анализ проблемы, ее масштабы и актуальность
   3. Предложение о решении проблемы
   4. Полномочный орган, способный разрешить проблему
   5. Актуальность проблемы для Общественного совета при Росздравнадзоре

1. Постановка проблемы

    По официальным данным материнская смертность, как один из важнейших показателей, характеризующий состояние здоровья женщин и уровень медицинской помощи, в РФ более чем в 2-2,5 раза превышает среднеевропейский показатель. Перинатальная смертность в России превышает показатели развитых стран вдвое и в 35-40 раз превышает материнскую смертность в России.

    Ежегодно у 65-70% женщин роды и послеродовой период осложняются болезнями, осложнения у новорожденных составляют 55-60%.

    Не удивительно, что многие женщины после осложнений не стремятся повторно забеременеть как в силу возникших проблем со здоровьем у них или их детей, так и по причине перенесенной психологической травмы: ожидая, что при ведении беременности и родовспоможении они получат качественную медицинскую помощь и доброжелательное отношение. Нередко женщины сталкиваются не только с неквалифицированной помощью, но и с негуманным отношением.

    Анализируя приведенные данные, необходимо иметь в виду, что в России не ведется статистика зависимости детской и материнской смертности, а также послеродовых осложнений от качества оказанной медицинской помощи. Показатели материнской и детской смертности не могут не отражать качество оказываемой медицинской помощи уже по той причине, что у врача есть девять месяцев, в течение которых при квалифицированном подходе можно не только тщательно обследовать беременную женщину, но и спрогнозировать возможные осложнения в родах и предпринять меры к их предотвращению.

    Это подтверждается и экспертным исследованием, произведенным в 90-х годах по предотвратимости материнской смертности, которое показало, что смерть женщин в 51,7% случаев в целом по России была предотвратима; предотвратимость младенческой смертности по разным данным составляет от 25 до 40%. Возможность предотвращения смерти, по существу, и отражает факт некачественно оказанной медицинской помощи, за исключением случаев экстренного оказания помощи и (или) невыполнения пациенткой условий наблюдения и лечения.

    По данным "Лиги пациентов" при предоставлении гражданам РФ акушерско-гинекологической, неонатологической помощи нарушаются права граждан:

        * на квалифицированную медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ст. 58 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан");
        * на оказание медицинской помощи (отказ ЛПУ в предоставлении помощи) (ст. ст. 124, 125 УК РФ);
        * на специализированную медицинскую помощь, предусматривающую, в частности, оказание медицинской помощи по родовспоможению врачами, а не средним медицинским персоналом (ст. ст. 23, 40 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан");
        * на информацию о состоянии здоровья, что, как следствие, лишает женщину права выбора ЛПУ и врача в случае, если в данном ЛПУ предпринимаются недостаточные меры для профилактики и лечения осложнений беременности и родов (ст. 31 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан");
        * на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 32 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан");
        * на реализацию родительских прав и обязанностей (ст. 64 СК РФ).

    Указанные правонарушения отражают уровень оказания медицинской помощи, являются одним из существенных факторов смертности и осложнений у женщин и детей.

    Одним из факторов, влияющих на качество медицинской помощи, является контроль, в частности общественный контроль. Непосредственными (прямыми) формами влияния общества на качество медицинской помощи являются возможность информированного выбора ЛПУ беременной женщиной и мнение женщины об оказанной медпомощи.

    Постановлением Правительства РФ № 852 от 30 декабря 2005 г. введены в действие родовые сертификаты для беременных женщин. Родовые сертификаты расширили права женщин на выбор ЛПУ для оказания акушерско-гинекологической помощи: женских консультаций и родильных домов (родильных отделений стационаров). Однако право выбора пока остается декларативным, поскольку не решенным остается вопрос о критериях, по которым женщина могла бы ориентироваться при выборе ЛПУ. В сложившейся ситуации беременные женщины вынуждены ориентироваться на непроверенную информацию, размещенную в различных СМИ, включая интернет, на слухи и домыслы.

    Государство, в свою очередь, не имеет обратной связи со стороны пациентов, что не позволяет делать обоснованные выводы об удовлетворенности пациенток оказываемой медицинской помощью и корректировать статистику смертности и осложнений, полученную от акушерских стационаров, в соответствии с данными, полученными от граждан.

    Это приводит к необходимости создания рейтинга акушерских стационаров, основанного на статистике смертности и осложнений, а также на анкетировании беременных и родильниц.

 2. Правовой анализ проблемы, ее масштабы и актуальность

    Единственной информацией, по которой женщина могла бы осознанно осуществлять выбор ЛПУ, методов и способов родовспоможения, является статистика о смертности и осложнениях в ЛПУ матерей и новорожденных.

    Право граждан на получение такой информации предусмотрено Законом:

    Согласно п.1 ст.12 Федеральный закона от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

    Согласно п.1 ст. 10 данного Закона документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

    Два основных правовых документа, регламентирующих правовой режим информации с ограниченным доступом - это Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-I "О государственной тайне" и Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".

    По Закону РФ "О государственной тайне" запрашиваемая информация не относится к государственной тайне.

    Согласно Перечню сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента РФ от 06.03. 1997 г. № 188) в него входят:

       1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
       2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
       3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
       4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
       5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
       6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

    Врачебной тайной запрашиваемая информация являться не будет, поскольку в силу ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан врачебной тайной является информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Таким образом, речь идет о конкретном лице. В данном же случае речь идет о безличной информации - статистике (без упоминания Ф.И.О. пациента) - а, следовательно, ее сообщение не будет являться разглашением врачебной тайны.

    Информация может являться конфиденциальной, если она является служебной или коммерческой тайной. Служебной или коммерческой тайной в силу ст. 139 ГК РФ считается такая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. При этом оговорено, что законом и иными правовыми актами определен перечень сведений, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну.

    Согласно п.3 ст.10 Федеральный закона от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" запрещено относить к информации с ограниченным доступом (т.е., в частности, к категории конфиденциальной информации), в частности:

    - документы, содержащие демографическую и санитарно-эпидемиологическую информацию;

    - документы, накапливаемые в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

    Кроме того, 12.02.2003 г. Правительством РФ было принято Постановление № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", утвердившее перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования в целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации, в частности, о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

    Согласно п. 38 Постановления Правительства № 98 в вышеуказанный перечень входит официальная статистическая информация, собранная и обработанная федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.


    Из всего вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

    1) статистическую информацию о смертности и осложнениях в роддомах запрещено относить к категории информации ограниченного доступа;

    2) граждане и общественные организации имеют право на доступ к статистической информации и не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой ими информации.


    В Постановлении № 49 от 29.06.1999 г. Государственного Комитета по статистике РФ указано, что утвержденные формы в установленные сроки представляют органы управления здравоохранением республики, края, области, автономного округа, города федерального значения: - органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата России в республике, крае, области городе федерального значения.

    Данная статистика была запрошена "Лигой пациентов" в Департаменте здравоохранения г. Москвы, который отказал в ее предоставлении. Действия Департамента были обжалованы в Московскую городскую прокуратуру и Генеральную прокуратуру РФ, которые указали ДЗ г. Москвы на обоснованность запроса. Однако и после этого Департамент здравоохранения г. Москвы отказал в предоставлении статистики.

    Обеспечение пациентов информацией о состоянии дел в родильных домах (отделениях) приведет поначалу к обострению отношений в системе здравоохранения, но в итоге приведет к росту правосознания граждан, созданию новой, партнерской и открытой культуры отношений между пациентом и врачом, между медициной и обществом.

    Неизбежным последствием такого шага на первом этапе станет отток беременных из ЛПУ с высокими показателями смертности и осложнений в ЛПУ с низкими показателями. В силу того, что ЛПУ экономически заинтересованы в обслуживании высокого числа беременных, это приведет руководство ЛПУ с высокими показателями смертности и осложнений к необходимости переосмысления качества своей работы.

    Осуществление общественного контроля за деятельностью родильных домов (отделений), предусмотренное законом, без доступной статистики осложнений и смертности не представляется возможным.

    Анкетирование пациенток на предмет оказанной акушерско-гинекологической, неонатологической помощи позволит государству провести объективный анализ состояния в акушерстве-гинекологии и неонатологии с точки зрения качества медицинской помощи.

  3. Предложения по решению проблемы

    Для реализации права беременных женщин на обоснованный выбор ЛПУ необходимо:

       1. Собрать статистику смертности и осложнений по родильным домам (акушерским отделениям стационаров) РФ по установленным территориальными отделениями Госкомстата формам;
       2. Разработать анкету беременной, роженицы и родильницы;
       3. Ввести опрос женщин после оказания медицинской помощи (на этапе выписки) в родильных домах (акушерских отделениях стационаров);
       4. Разработать рейтинг родильных домов (акушерских отделений стационаров) по территориальному принципу с учетом специализации роддома на основе статистики смертности и осложнений и анкеты беременной, роженицы и родильницы;
       5. Разместить рейтинг родильных домов (акушерских отделений стационаров) в территориальных и федеральных СМИ, как с учетом данных анкетирования женщин, так и без учета.

    При этом, не обязательно во избежание лишних эмоций в обществе, делать широко доступной саму статистику смертности и осложнений, - достаточно использовать ее в рейтинге, и делать доступным рейтинги.

  4. Полномочный орган, способный разрешить проблему

    Запрос статистики смертности и осложнений по родильным домам (акушерским отделениям стационаров) РФ может быть реализован Росздравнадзором.

    Разработка анкеты беременной, роженицы и родильницы и рейтинга родильных домов (акушерских отделений стационаров) и размещение указанного рейтинга в СМИ выполнима силами экспертов Общественного Совета при Росздравнадзоре и специалистами Росздравнадзора, Лиги пациентов.

    Вопрос же об анкетировании женщин после оказания медицинской помощи может быть решен приказом Росздравнадзора.

    5. Актуальность проблемы для Общественного совета при Росздравнадзоре

    Вопросы демографии, столь актуальные на сегодняшний день для России, не могут быть разрешены без активного взаимодействия общества и государства. Акушерство-гинекология на сегодняшний день является одной из самых закрытых областей в системе здравоохранения. Предлагаемые меры приведут к диалогу и взаимодействию граждан с системой здравоохранения, что неизбежно приведет к улучшению качества акушерско-гинекологической, неонатологической помощи в России и в силу этого предлагаемое решение актуально для Общественного совета.