§

Решения Общественного совета при Росздравнадзоре

Решение по ДЛО

Внесено на рассмотрение
Общественного совета по ЗПП при
Росздравнадзоре Жулевым Ю.А., Гольдбергом Е.В., Саверским А.В

О ситуации в программе ДЛО

РЕШЕНИЕ№ 4/зр от 21.06.07.

 

 
В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" были внесены существенные изменения в нормативные акты регулирующие политику государства в сфере социальной защиты граждан Российской Федерации.

В соответствии с новой редакцией Федерального закона РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" было введено понятие социального пакета, состоящего из бесплатного дополнительного лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения, оплаты проезда в пригородном железнодорожном транспорте, а также оплаты проезда на междугороднем транспорте к месту лечения.

В начале 2005 года в программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) участвовало 12,8 млн. граждан, имеющих право на получение социального пакета. В программу был заложен принцип солидарной ответственности, согласно которому предусматривалось, что не все участники программы будут нуждаться в постоянном лекарственном обеспечении, что позволит компенсировать затраты на лекарственное обеспечение участников программы, нуждающихся в дорогостоящем лекарственном обеспечении.

Впервые был внедрен принцип назначения лекарственных средств, исходя из медицинской целесообразности без ограничений по их стоимости и количеству. Программа ДЛО позволила перейти от декларации государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения к их практической реализации.

Программа ДЛО смогла существенно повысить уровень качества жизни ее участников, благодаря массовому применению ранее недоступных для населения современных и высокоэффективных лекарственных средств. Лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями такими как диабет, рассеянный склероз, гемофилия, онкогематология, муковисцидоз, болезнь Гоше, эпилепсия и многие другие заболевания, при которых жизнь пациента полностью зависит от своевременной и достаточной лекарственной терапии, впервые смогли вести полноценный образ жизни и активно интегрироваться в общество. В результате, заметно снизилось количество госпитализаций, осложнений и как следствие снижение смертности среди данного контингента лиц.

В то же время реализация программы ДЛО в 2005-2007 годах показала ошибочность решения о предоставлении права лицам, имеющим инвалидность на отказ от социального пакета с последующей его монетизацией. В 2006 году данным правом воспользовалось 54 % участников программы ДЛО, что привело к значительному уменьшению бюджета программы (с 48,2 млрд. рублей в 2005 году до 34,9 млрд. рублей в 2007 году), притом, что в программе остались лица, нуждающиеся в наиболее дорогостоящем лечении. Это уже предопределило дефицит бюджета и сбои в обеспечении льгот.

При этом, не была учтена специфическая особенность инвалидов как наиболее массовой категории получателей набора социальных услуг - потребность в реабилитации. Лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности, является одной из основных составляющих восстановительного лечения, без которого невозможно достижение цели социальной политики государства в отношении инвалидов - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей.

С 2007 года появился ряд приказов Минздравсоцразвития, которые, пытаясь решить возникающие проблемы, создал значительно более сложные и опасные проблемы. Например, после принятия Минздравсоцразвития РФ приказа № 110 от 12 февраля 2007 г., в котором выписка рецептов врачами привязана к наличию лекарств в аптеках, отказы гражданам в выписке рецептов стали обычным явлением. Для врачей этот приказ стал хорошим поводом для отказа в выписке рецептов, если имеется даже и любая иная необходимость в отказе (например, распоряжение вышестоящих органов или простое нежелание звонить в аптеку). Одновременно с введением этого порядка государство и общество потеряло основной источник информации о ситуации в программе ДЛО, поскольку устные отказы врачей в выписке рецептов нигде не фиксируются и обобщенно эта информация никуда не поступает. Проще говоря, Минздравсоцразвития РФ данной нормой скрыл проблему отложенных рецептов (их теперь не должно быть), так и не решив ее. Зато в цифрах все показатели будут в норме, - они будут четко показывать, что количество отпущенных лекарств соответствует запросам врачей. Ясно, что это никак не будет отражать истинную потребность населения, которому программа ДЛО изначально гарантировала отпуск лекарств по потребности. Можно говорить и о том, что систему обеспечения с введением указанной в приказе нормы перевернули с "ног на голову": она теперь ориентирована не на потребность пациента и мнение врача, а на наличие препаратов в аптеке и на качество взаимодействия между аптечной сетью и ЛПУ.

Ныне существующий порядок предоставления набора социальных услуг, Перечень лекарственных средств, правила выписывания рецептов и порядок отпуска лекарственных средств не предусматривают приоритетной направленности на лечение хронических заболеваний, характеризующихся высокой степенью инвалидизации и тяжестью медицинских и социальных последствий.

Вне нормативно-правового регулирования остались принципиальные для решения медико-социальной проблемы вопросы: профилактики инвалидизации, преемственности и непрерывности фармакотерапии.

Не были адекватно законодательно закреплены и защищены основные принципы ДЛО:

- обеспечение государственных социальных гарантий отдельным категориям граждан в равном объеме на всей территории Российской Федерации;

- отсутствие количественного лимита выписки лекарственных средств отдельно взятому гражданину - получателю набора социальных услуг;

- отсутствие ограничения стоимости лекарственных средств, выписываемых отдельно взятому гражданину - получателю набора социальных услуг.

Попытка федеральной власти переложить даже частично исполнение по сути федеральной программы на региональные власти при отсутствии ответственности этих властей привело к многочисленным нарушениям и сложностям в прогнозирования затрат на программу ДЛО.

Ответное введение федеральными властями жесткого лимитирования финансирования программы ДЛО в 2007 году упорядочило финансовые расходы в рамках программы. Но в связи с тем, что бюджет программы 2007 года изначально не мог покрыть реальные потребности в льготном лекарственном обеспечении (около 55 млрд. рублей), это привело к резкому сокращению выписываемых льготных лекарственных средств и заметному увеличению количества необеспеченных рецептов.

В настоящий момент в федеральные органы власти и в общественные организации поступают массовые обращения граждан в связи с нарушением их права на бесплатное лекарственное обеспечение.

Таким образом, все прежние достижения программы ДЛО могут быть перечеркнуты, что приведет к серьезным социальным потрясениям.

Результатом перечисленных и иных ошибок уже стало недоверие населения к программе. В этой ситуации не сложно прогнозировать массовый выход из нее участников в 2008 году, значительно превышающий численность вышедших в прошлые годы. Это делает цель программы - обеспечение граждан лекарствами - дезавуированной.

По нашему убеждению, право на лекарственное обеспечение не может быть монетизировано.

Наиболее логичным решением системного кризиса программы ДЛО может стать отмена монетизации льгот на все лекарственное обеспечение, а также разработка и утверждение федерального закона, гарантирующего бесплатное лекарственное обеспечение гражданам при наличии у них хронических заболеваниях, требующих дорогостоящего лечения.

Основными положениями проекта закона должны стать следующие положения:

1. Лекарственное обеспечение лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями должно гарантированно осуществляться за счет государства на бесплатной основе.
2. Введение четких критериев, по которым соответствующие нозологии будут подпадать под действие Федерального закона (минимальная стоимость дорогостоящего лечения, пожизненность терапии, зависимость социальной адаптации от уровня лекарственной терапии).
3. Список заболеваний, подпадающих под действие настоящего закона должен утверждаться Правительством РФ, но не противоречить критериям, указанным в п.2.
4. Должен быть указан порядок установления соответствующих диагнозов, предоставляющих гражданам права бесплатного обеспечения лекарственными средствами на основании такого закона.
5. Федеральный бюджет РФ должен предусматривать целевое финансирование лекарственного обеспечения данных групп граждан.
6. Бюджет лекарственного обеспечения должен ежегодно пересматриваться с учетом изменения количества пациентов (регистров) и с учетом выбранных схем лечения, появления осложнений.
7. Бесплатное лекарственное обеспечение лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, должно осуществляться по факту самого заболевания и не должно зависеть от наличия инвалидности.
8. Список лекарственных средств должен учитывать комплексность терапии заболеваний.
9. Закон должен закрепить за государством обязанность ведения регистров пациентов по нозологиям и утверждение нормативно-правовой базы для их создания, обновления и режима доступа с учетом врачебной тайны.
10. Доставка лекарственных средств должна осуществляться максимально приближенно к месту проживания получателей (аптечная сеть и (или) курьерская служба).
11. Общественные организации пациентов должны быть вовлечены в мероприятия, связанные с реализацией настоящего закона.

Исходя из изложенного Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, считая необходимым внесение значительных изменений в программу дополнительного лекарственного обеспечения,

    РЕШИЛ:

        Принять к сведению справку "О ситуации в программе ДЛО".

        Считать поставленные вопросы в высшей степени актуальными.

        Просить Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ совместно с Государственной Думой РФ рассмотреть вопрос о разработке и принятии Федерального закона РФ, гарантирующего бесплатное лекарственное обеспечение гражданам при наличии у них хронических заболеваниях, требующих дорогостоящего лечения.

        Просить Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ рассмотреть вопрос об отмене монетизации льгот на бесплатное лекарственное обеспечение

        Довести настоящее решение до сведения заинтересованных организаций. Исполнитель: ответственный секретарь Совета Старченко А.А. Срок: 21 июля 2007 года.

        Контроль за исполнением решения возложить на председателя Совета Саверского А.В.

Председатель                           Саверский А.В.

Ответственный секретарь     Старченко А.А.