с 10:00 до 18:00 по будням

Заявления

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОПОЛНЕНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД 2015 – 2030 ГГ.

 

Проект Стратегии основывается на положениях и нормах Конституции Российской Федерации, международного права, международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья; Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», иных федеральных законов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и других актов Президента и Правительства Российской Федерации. В соответствии с этими основными опорными документами сформулированы основные принципы настоящей Стратегии.

Обращает на себя внимание прицельное внимание авторов к по совершенствованию работы по неотложной, скорой и экстренной помощи, дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи с увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи. Однако деятельность Службы крови, без которой данные виды помощи невозможно осуществить, не находит отражения в настоящем проекте. Тем не менее, общее направление развития здравоохранения, обозначенное в концепции не может не повлиять на деятельность Службы крови, равно как и состояние Службы крови России необходимо учитывать в столь масштабном планировании.

Представляю предложения членов рабочей группы по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере донорства крови в проект Стратегии развития российского здравоохранения на долгосрочный период 2015-2030 гг. в п. 1 раздел IV. «Задачи развития Национальной системы здравоохранения» в отдельный пункт «Совершенствование обращения донорской крови и ее компонентов и развитие службы крови в РФ» (Приложение).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Несмотря на проведенное в масштабах страны переоснащение службы крови современным оборудованием удельный вес производства морально устаревших компонентов крови (эритроцитная масса, тромбоконцентрат из дозы крови, свежезамороженная плазма, полученная дискретным плазмаферезом) по прежнему высок. Так, в 2013 году в Российской Федерации заготовлено 212001,17 литров эритроцитной массы, которая других странах уже не производится. Производство вирусинактивированной плазмы, тромбоцитного концентрата развивается очень медленно, несмотря на востребованность и наличие оборудования и возможности. Во многом это обусловлено недостаточным финансированием службы крови в ряде регионов.

Структура службы крови России нуждается в оптимизации. В настоящее время более 30% учреждений и их филиалов функционирует не более 3 дней в неделю (www.yadonor.ru), а успешно начавшаяся централизация службы не доведена до логического завершения.

В ряде регионов (преимущественно в мегаполисах) наблюдается дефицит компонентов крови. В то же время есть и избыточные по производственному и донорскому потенциалу регионы России. По словам руководителя ФМБА России В.В. Уйбы: «Сейчас, чтобы в случае необходимости, например, чрезвычайной ситуации, предать кровь из одного субъекта в другой, требуется издать ряд правительственных постановлений, что создает большие проблемы». В этой связи создание федеральной службы крови является задачей стратегической, решение которой позволит в короткие сроки обеспечить все регионы России необходимым количеством качественных компонентов крови. Уменьшить экономические потери, происходящие вследствие списания компонентов крови, перейти на единые стандарты производства, внедрить стандарты GMP и оптимизировать управление донорским потенциалом и запасами крови.

Логичным считаем совершенствовать систему финансирования службы крови путем перевода из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в ведение ФОМС с тарифным регулированием государством. Это позволит развить производство высоко востребованных компонентов крови, значительно упорядочит обоснованность применения компонентов крови и создаст равные условия для медицинских организаций различного подчинения, работающих по программе ОМС (федеральные, региональные, муниципальные, частные).

В настоящее время принцип «безвозмездного» обеспечения компонентами крови медицинских организаций тормозит доказательную трансфузиологию в клинической практике, поскольку «бесплатные» компоненты крови используются не по прямому назначению, а, например, для коррекции белковых показателей и т.п.

Подтверждением этого факта является соотношение перелитых эритроцитов к перелитой плазме, которое в среднем по России составляет 0,7, а в ряде регионов и того меньше. Но при внедрении принципов доказательной трансфузиологии это соотношение увеличивается до 5,0 и более. Механизмов, способных эффективно воздействовать на эту ситуацию в настоящее время нет.

С нашей точки зрения более рациональным является приобретение медицинскими организациями необходимых компонентов крови и восполнение затраченных средств по ОМС. Это позволит перевести медицинские организации различных форм собственности в равные условия, предоставить им право приобрести то, что необходимо пациенту, а не получить то, что «бесплатно», внедрить в клиническую практику принципы доказательной трансфузиологии.

Наличие полномочий по организации и финансированию заготовки донорской крови и ее компонентов у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления создает сложности в едином управлении запасами компонентов крови (региональном, межрегиональном уровне).

Таким образом, предлагаю дополнить проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг. разделом «Развитие службы крови», рассмотреть возможность создания федеральной службы крови и пересмотреть принципы ее финансирования.

 

Также принципиальными в этой связи можно считать следующие аспекты:

1.         Пересмотр инфраструктуры здравоохранения, подразумевающий сеть амбулаторных и стационарных медицинских организаций должен сопровождаться анализом и (при необходимости) пересмотром структуры учреждений Службы крови, их переоснащения, переукомплектования, иначе поставленные цели по повышению качества медицинской помощи, особенно высокотехнологичной, снижению смертности могут оказаться недостижимыми. Структура Службы крови по аналогии с предлагаемой трехуровневой системой лечебных учреждений должна быть многоуровневой и учитывать медико-социальные особенности населения, транспортной логистики и эпидемиологической ситуации в каждом регионе;

2.         Широкое включение в Программу государственных гарантий медицинских организаций частной формы собственности, расширения объема услуг, оказываемых населению по программам дополнительного медицинского страхования и на платной основе требует анализа и, в ряде случаев, пересмотра нормативной базы, регламентирующей обеспечение компонентами донорской крови пациентов в зависимости от вида финансового обеспечения проводимого лечения и типа собственности медицинской организации;

3.         Развитие непрерывного образования и аккредитации медицинских работников должно включать не только навыки и знания по основной специальности, но и в обязательном порядке учитывать подготовку по клинической трансфузиологии (переливанию крови) для специальностей, непосредственно использующих донорские компоненты крови в леченом процессе. К таким специальностям относятся врачи и сестринский персонал следующих профилей: все направления хирургии, гематология, анестезиология - реаниматология, акушерство - гинекология, урология, нефрология, терапия (при работе в дневных и круглосуточных стационарах), педиатрия (в том числе - неонатология), инфекционные болезни;

4.         Реализация эффективной государственной политики по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации может быть дополнена комплексом мероприятий по популяризации донорства, созданию позитивного имиджа донора в обществе как безусловно здорового человека. Учитывая огромный опыт такой деятельности, накопленный в учреждениях Службы крови, введение этого направления в комплекс мероприятий не потребует существенного увеличения финансовых затрат;

5.         Огромный вклад могут внести учреждения Службы крови и в планируемый социально-гигиенического мониторинг, изучение профпатологии.

6.         Необходимо не только развитие института главных внештатных специалистов органов государственной власти в сфере охраны здоровья, но и пересмотр ряда позиций. В частности, учитывая огромный объем деятельности по производственной и клинической трансфузиологии, необходимо выделение Главного внештатного специалиста по трансфузиологии в дополнение к главному специалисту по гематологу-трансфузиологу, либо с полным разделением этих самостоятельно существующих специальностей.

Таким образом, реализация Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период путем создания Национальной системы здравоохранения, включающей соответствующую по структуре и функциям Службу крови, представленную учреждениями, обеспечит, в том числе, полноценную реализацию права граждан на выбор врача и медицинской организации.

 

Стефанюк Елена Ивановна,

директор НФ «Национальный фонд развития здравоохранения»,

зам.руководителя Координационного центра по донорству крови при ОП РФ