Заключение на проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 – 2030 гг.
1. В разделе II. Современное состояние и комплексные проблемы
в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации нет четкого разделения понятий «охрана здоровья» и «здравоохранение».
2. Отмечается, что финансовое наполнение Программы государственных гарантий увеличилось за 10 лет (2004 - 2013 годы) в 3,7 раза, а в 2015 году превысит уровень 2014 года на 253 млрд. рублей, или на 16 процентов, а также, что подушевой финансовый норматив базовой программы ОМС в 2017 году составит 9,7 тыс. рублей, то есть повысится по отношению к 2013 году на 69 процентов. Однако анализ показывает, что это увеличение в основном покрывает инфляционные процессы и в любом случае общий объем финансирования остается недостаточным.
3. В качестве приоритетной задачи реализации Программы государственных гарантий названо обеспечение доступности и качества медицинской помощи, удовлетворяющей потребностям населения, при эффективном использовании государственных ресурсов, хотя ПГГ, как механизм планирования, практически никак не связан с качеством медицинской помощи, да и к доступности имеет опосредованное отношение.
4. Отмечается, что увеличение тарифов ОМС на медицинскую помощь привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций, вследствие чего количество частных медицинских организаций, участвующих в предоставлении медицинской помощи за счет средств ОМС, за последние четыре года возросло более чем в два раза (с 618 в 2010 году до 1645 в 2014 году), а включение в Программу государственных гарантий медицинских организаций частной формы собственности позитивно влияет на систему здравоохранения, в целом, так как, развивает конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи, повышая ее качество и доступность. Однако более реально предположить, что, на самом деле, частные медицинские организации привлекают никак не тарифы ОМС, а возможность привлечь дополнительный сегмент рынка потребителей и сочетать ОМС с ДМС и платными услугами. К тому же говорить о включении в ПГГ МО не корректно.
5. В Цели и задачах стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на долгосрочный период принципиально ничего нового не содержится, но в то же время проглядывается тенденция развития платной медицинской помощи.
6. Одной из главных задач развития Национальной системы здравоохранения названо совершенствование Программы государственных гарантий в рамках Национальной системы здравоохранения, но этот раздел представляется весьма размытым и декларативным, где говорится о многих аспектах, не имеющих отношения не только к ПГГ, но и к системе здравоохранения вообще.
Здесь же ставится задача завершения формирования в субъектах Российской Федерации трехуровневой системы оказания медицинской помощи в целях обеспечения качества и своевременности (доступности) ее оказания, хотя скорее это имеет отношение к более рациональному использованию ресурсов, на своевременность же и доступность далеко не всегда влияя положительно.
7. Раздел, связанный с профилактикой, должен более четко дифференцировать медицинскую и социальную профилактику, осуществляемую совершенно разными ведомствами и организациями.
8. Не совсем ясно, что подразумевается под консолидированном принципом формирования доходов системы обязательного медицинского страхования.
9. Отсутствует четкая связь между перечисляемыми способами оплаты медицинской помощи и тезисом об их влиянии на повышение ее качества и доступности.
10. Декларативно и бездоказательно утверждение о повышении мотивации пациентов к рациональному пользованию медицинскими услугами, в том числе путем развития механизмов контроля гражданами объема оказанной им медицинской помощи, а также введение цивилизованного участия в ее оплате через механизмы дополнительного добровольного медицинского страхования.
11. Раздел, посвященный развитию страховых принципов модели страхования, практически этого не содержит, а больше касается сочетания дополнительного и добровольного медицинского страхования.
Александр Леонидович Линденбратен.
заместитель директора по научной работе ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья РАМН», профессор НИУ ВШЭ