с 10:00 до 18:00 по будням

Заявления

«СОЗДАНИЕ СЕТИ МЕДИКО-ЮРИДИЧЕСКИХ БЮРО»

1.      ЦЕЛИ ПРОЕКТА

1.  Создать сеть медико-юридических бюро для проведения очных и заочных консультаций по вопросам в области прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на территории РФ;

2.  обеспечить качественный сбор информации по обращениям граждан и нарушениям их прав, обработку информации об обращениях, выработку и применение методов реагирования на обращения;

3.  сформировать банк данных судебных решений;

4.  обеспечить квалифицированную защиту прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2.      ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ[1]

Ежегодно в РФ осуществляется около 40 млн. госпитализаций в стационары, включая дневные, и около 1,2 млрд. случаев лечения в амбулаторно-поликлиническом звене.

Согласно опросу ВЦИОМ[2] в 2006 году по проблемам амбулаторно-поликлинической помощи:

-   49 % граждан не довольны качеством медпомощи;

-   52 % не довольны укомплектованностью ЛПУ и квалификацией кадров;

-   54 % не довольны отношением медперсонала к себе;

-   68 % жалуются на очереди.

Согласно справке[3] ФФОМС:«В целом по Российской Федерации в 1 полугодии 2007 проведено 5,04 млн. экспертиз качества медицинской помощи…

В ходе проведения экспертизы качества медицинской помощи в 1 полугодии 2007 года выявлено 2,6 млн. нарушений, или 5,1 нарушений на каждые 10 проведенных экспертиз», -то есть50 % оказываемой в РФ медицинской помощи имеет дефекты!

В тоже время вопрос, кому сегодня жаловаться на противоправные действия или бездействие врачей, или даже просто за консультацией по правовым вопросам в сфере права на охрану здоровья? – не имеет ясного, однозначного ответа, поскольку в России не существует органа, который бы специально занимался защитой прав пациентов, был бы компетентным и ответственным за эту проблему.

Так, функция «осуществления контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения)» передана субъектам РФ (ст. 5.1. Основ законодательства об охране здоровья граждан). Однако субъекты РФ являются собственниками региональных учреждений здравоохранения и финансируют в значительной степени муниципальные учреждения. Поскольку согласно ст. 120 ГК РФ собственник несет субсидиарную ответственность за свои учреждения, невозможно ожидать от субъектов РФ объективной оценки деятельности своих учреждений, поскольку за такой оценкой на них же (на субъекты) могут налагаться судебные, имущественные санкции. Этот же довод вызывает недоверие к проводимым внутри субъекта РФ клинико-экспертным и судебно-медицинским экспертизам по спорным случаям лечения.

Уполномоченный по правам человека РФ, Росздравнадзор, правоохранительные органы, ФФОМС и ТФОМС, страховые медицинские организации,  общественные организации, адвокаты в силу разных причин – недостатка компетенции или ресурсов, отсутствия соответствующих задач и целей или даже в силу конфликта интересов - не решают проблемы защиты прав пациентов комплексно.

Превратить защиту прав пациентов в бизнес (как в США, где адвокаты этой сферы – самые «дорогие») в России невозможно, поскольку средняя сумма возмещений через  суд по данным ФФОМС составляет около 30 000 рублей. При этом труд адвоката в этой области является самым трудоемким: невозможно идти в судебный процесс об акушерстве, не зная хотя бы немного акушерства, и так в каждой области медицины; осознание трагичности событий, в отношении которых идет суд, требует уникальной устойчивости нервной системы; суды идут, в среднем 2,5 года; прогнозировать результат практически невозможно; независимых экспертов нет, - и это притом, что адекватную оплату адвокату в России предложить могут единицы (такие пациенты  платят своим адвокатам). Большему числу обращающихся людей самим нужна помощь, в частности, и дорогостоящая медицинская.

В периоды обычной информационной активности «Лиги пациентов», в нее обращаются в среднем 10 граждан в день. В период максимально имевшейся активности – выход телепрограммы «Лига пациентов» на канале «Домашний» - от 70 до 400 обращений в день.

Качественно отреагировать даже на 10 обращений в день: записать обращение и его суть, проконсультировать, определить метод защиты прав, если необходимо, содействовать в реализации права (позвонить врачу, в аптеку, в правоохранительные органы и пр.), составить медико-правовое заключение по делу, иск, заявление в прокуратуру, Росздравнадзор и т.д., проконтролировать ход текущих дел и т.п. – может только коллектив из профессиональных сотрудников, в то время, как «Лига пациентов» может себе позволить отвечать лишь на часть обращений, и вести лишь незначительную часть дел, стараясь лишний раз не афишировать свой телефон.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что граждане либо не знают, куда обратиться за помощью, либо их обращения остаются без надлежащего ответа.

Причины обращений граждан в «Лигу пациентов»:

1.  Нарушение этических норм: грубость врача, нежелание объяснять риски, комментировать состояние здоровья, показывать альтернативы и т.п.

2.   Необеспеченность лекарственными средствами в поликлиниках по льготам и в стационарах по программе госгарантий (лекарства малодоступны из-за цен на них).

3.  Очереди к специалистам и отсутствие ряда специалистов в поликлиниках.

4.   Невозможность получить копии медицинских документов; особенная проблема, не урегулированная законодательством, – родственники погибших не могут получить ни документы, ни их копии.

5.   Жалобы инвалидов: не дают группу или не ту группу, снимают инвалидность или группу[4], не обеспечивают лекарствами;

6.   Легальное и нелегальное взимание денег за медпомощь, входящую в базовую программу госгарантий.

7.   Жалобы на качество медпомощи, включая «врачебные ошибки», вред здоровью или жизни.

8.   Отказы в медицинской помощи по причине отсутствия полисов ОМС; немотивированные отказы в медпомощи: не забирает «скорая», отказ от госпитализации в стационары; проблемы с устройством в федеральные учреждения из регионов.

9.   Невозможность заменить лечащего врача и/или медучреждение.

10.  Проблемы с наличием (или использованием) оборудования в поликлиниках и стационарах.

11   Отсутствие ухода в стационарах за больными, взимание денег за уборку палат, смену белья.

12.   Затянутость судебных разбирательств и низкая компетентность юристов.

13.   Использование неразрешенных лекарственных средств, БАДов.

14.   Нежелание страховых компаний защищать пациента, особенно в судах.

15.   Некомпетентность или нежелание сотрудников правоохранительных органов разбираться в вопросах врачебных правонарушений.

16.   Отсутствие независимых экспертов.

17.   Отсутствие специализированных юристов в сфере охраны здоровья.

3.   РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Возможны три взаимозависимых этапа проекта: 1. Создание медико-юридических бюро в 10 субъектах РФ в 2011 году. 2. Создание медико-юридических бюро во всех столицах субъектов РФ (если будет определена.необходимость и возможность реализации этого этапа). 3. Доступность «горячих линий» на территории всей РФ (если будет определена.необходимость и возможность реализации этого этапа).

ЭТАП 1. Создание медико-юридических бюро в 10 субъектах РФ в 2011 году

В 10 субъектах РФ (возможна привязка на этом этапе к федеральным округам) медико-юридические бюро будут созданы в статусе филиалов "Лиги пациентов".

Медико-юридическое бюро обеспечивается:

-  юристом, врачом, секретарем (интернет-поддержка в регионе);

-  помещением и оргтехникой;

-  телефонной и Интернет-связью;

-  научно-методической и учебной литературой.

Задачи медико-юридического бюро:

-  проведение пресс-конференций: об образовании «горячей линии» с сообщением номера телефона линии, информирование СМИ о наиболее острых проблемах пациентов в субъекте РФ;

-  консультирование граждан по телефону и очно в случаях необходимости при грубом нарушении прав;

-  фиксация обращений и сообщение о них, включая сведения о принятых мерах, в центральный офис Лиги (по электронной почте);

-  составление документов: заключений, исков, заявлений, претензий и т.п.;

-  перенаправление консультирующихся к адвокатам или компетентные органы;

-  взаимодействие с государственными органами для устранения проблем по мере их возникновения и в досудебном порядке;

-  представительство в суде по наиболее важным делам.

Медико-юридическое бюро осуществляет постоянную связь с центральным офисом Лиги пациентов, получая здесь консультации и экспертную поддержку.

Центральный офис координирует деятельность сети медико-юридических бюро, проводит семинары для сотрудников, обеспечивает их нормативной базой, ведет Интернет-сайт Лиги пациентов, собирает информацию, обобщает ее и систематизирует, разрабатывает методы защиты прав граждан и их коррекцию от конкретно-правовых до политических. Центральный офис, обнаружив случаи системного нарушения прав граждан, обращается к руководству Лиги пациентов с предложениями о способах устранения нарушенных прав, включая изменение законодательной базы, лоббирования и принятия руководством страны политических решений.

Центральный офис совмещает функции московского (центрального) медико-юридического бюро и обеспечивается:

-  Исполнительным директором;

-  пятью юристами;

-  двумя врачами-экспертами;

-  бухгалтером;

-  секретарем;

-  помещением и оргтехникой;

-  телефонной и Интернет-связью;

-  научно-методической и учебной литературой;

-  Интернет-сайтом с динамической поддержкой, обменом информацией и размещением новостей, созданием баз данных.

Данный этап является «пилотным», поскольку на его основе выясняется достаточность созданных 10 линий для России. В случае недостаточности, осуществляется переход ко второму этапу проекта.

ЭТАПЫ 2 и 3

В 2012-2013 году «горячие линии» создаются во всех столицах субъектов РФ по аналогии с Этапом 1

В ходе этой работы оценивается дальнейшая необходимость и возможность создания в каждом крупном населенном пункте России «горячей линии». Это – Этап 3.

Соответственно поставленным задачам оцениваются необходимые затраты на их решение.

Этапы, последовательность создания бюро, их состав и величина расходов являются предметом обсуждения. Все цифры даются, как ориентировочные.

4. СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА

4.1. Центральное бюро

Исполнительный директор: (60 000 (з/п) + 15600(ЕСН)) х 12 (мес.) = 907 200 руб.

Заработная плата специалистов: (25 000 + 6 500) х 8 (5 юристов, 2 эксперта, бухгалтер) х 12 = 3 024 000 руб.

Секретарь: (20 000 + 5 600)х 12 = 307 200 руб.

Аренда помещения: 100 кв.м х 8 000 руб./кв.м = 800 000 руб.

Мебель и оргтехника (на 10 человек) – 400 000 руб.

Интернет-сайт:

Создание:    50 000 руб.

Поддержка: 30 000 х 12 = 360 000 руб.

ИТОГО: 5 488 400 руб.

4.2. Региональные бюро (средние цифры)

Заработная плата специалистов (юрист и врач)  (20 000 + 5 600)        х 2 х 12 = 614 400 руб.

Секретарь (15 000 + 3 900) х 12 = 226 800 руб.

Аренда помещения (если не будет поддержки государства) 25 кв.м х 5 000 р. = 125 000 руб.

Мебель и оргтехника:100 000 руб.

Итого по одному бюро: 1 066 200 руб.

Итого по 10 бюро в год: 10 662 000 руб.                    

ВСЕГО РАСХОДОВ НА ЭТАП 1: 16 150 400 руб. 

[1]      С использованием Решения Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре от 27.04.2009. «О защите прав пациентов в России»

[2]      http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3350.html

[3]      Информационно-аналитическая справка «О состоянии защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации в 1 полугодии 2007 года» ФФОМС

[4]      Это социальная проблема, которая не входит в сферу защиты прав пациентов.