О возвращении системы Семашко
«О возвращении национальной модели здравоохранения»
Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
В январе текущего года Вы заявили1, что направлять на развитие медицинской инфраструктуры исключительно государственные средства достаточно сложно, неэффективно, затратно, и порой просто это деньги в никуда. Поэтому необходимо искать решения в рамках различных моделей государственно-частного партнёрства, создавать для бизнеса привлекательные условия».
Тогда же Вы сказали, что все потенциальные риски предпринимаемых здесь шагов должны быть детально просчитаны и учтены.
Чуть позднее и Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко назвала2 здравоохранение России «черной дырой» для бюджета.
К сожалению, предложенное Вами направление развития здравоохранения действительно имеет слишком много рисков и ведет к еще более неэффективному использованию ресурсов государства. Ведь именно попытка перевести систему здравоохранения с административного способа управления на рыночный и превратила медицину России в «черную дыру». На каждом шагу возникли неопределенности: что платно, что бесплатно, кто, кому, сколько, за сколько должен и должен ли вообще? На каждом уровне субъекты здравоохранения используют неопределенности, чтобы зарабатывать деньги, замечая те нормы права, которые позволяют им это, и не замечая запрещающих.
Но если даже сейчас государству сложно управлять системой государственных учреждений, которые ему прямо подчиняются, то как оно будет управлять тысячами организаций с другой организационно-правовой формой, которым нельзя приказать, а нужно каждый раз договариваться, как лечить, кого лечить, чем и за сколько? При этом ГЧП не обязаны по Конституции РФ оказывать бесплатную помощь — это обязанность только государственных и муниципальных учреждений. В силу прямого интереса ГЧП получать прибыль они будут сокращать издержки и увеличивать всеми правдами и неправдами свои доходы на страхе, болезнях и незнании людей. О выполнении единых стандартов не может быть и речи, поскольку в силу закона по желанию пациента стандарт может быть выполнен частично, а уж создать желание у пациента может любой врач, если перед ним поставлена такая задача. Таким образом, неопределенность всей системы увеличится, управляемость станет мало заметной.
Здесь следует задать вопрос: во что же обходится государству неопределенность? К сожалению, она поглощает все имеющиеся ресурсы, потому что все, что есть в системе, работает неопределенно, начиная с возможности получать деньги за одни роды из пяти разных источников (ФСС. ОМС, бюджеты разных уровней, платно, ДМС) и заканчивая приписками в медицинской отчетности, искажая статистику и дестабилизируя экономику, что приводит к ошибкам в принятии решений на всех уровнях.
Попытка перевести здравоохранение на рыночные отношения сравнима с переходом на них армии, МВД, прокуратуры, судов: и те, и другие охраняют граждан — порядок, безопасность, здоровье. Но никому не приходит в голову перевести указанные структуры на рыночные отношения в силу совершенно ясных причин. Так почему в медицине пошли по этому пути? Потому что так сделано в западных странах, но это — ошибочное сравнение в их пользу. Вы удивитесь, но на самом деле мы их сильно обогнали — ведь у нас есть государственная система здравоохранения, а у них нет, они хотели бы иметь свое собственное здравоохранение, но это очень дорого, а мы построили, и вот теперь откатываемся назад, к ним. Поэтому все рушится, потому что идем назад, а нужно продолжать развивать то, что было создано народом раньше, и что пытаются скопировать другие страны — систему Н.А. Семашко.
Отождествление системы охраны здоровья с армией вполне уместно: вертикаль управления, которая должна существовать от министра до медсестры, работа по закону, приказу и стандарту при наличии хорошего уровня заработной платы и условий работы, адекватность и неотвратимость ответственности за нарушение приказа, планирование деятельности, нормирование — привнесет необходимый уровень порядка без особой нужды в рыночном регулировании.
Мы не можем построить еще одну систему здравоохранение, чтобы она конкурировала с имеющейся, да и незачем. Ведь даже выбор врача — абсурден: мы что — плохого врача оставим другим пациентам, детям, нашим родителям, соседям?
Государство уже сделало большой шаг в направлении определенности, федерализовав Фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году, но действие оказалось незавершенным — теперь финансовая вертикаль есть с некоторыми элементами (ненужными, кстати) рынка (тарифами, СМО и пр.), а управленческой вертикали нет — Минздрав России управляет только своими ФГУ, а здравоохранения субъектов РФ и муниципалитеты живут своей жизнью, усиливая неопределенность. При этом ФФОМС и дальше должен осуществлять в системе функции единого страховщика, задача которого заплатить за пациента деньги при наступлении страхового случая. Только платить он их должен не по тарифам, а по плановым нормативам (врачу — по факту нахождения на работе) и в некоторой степени по удовлетворенности пациента (премии).
Создание собственной системы здравоохранения и определенность вывела СССР на 22-ое место в рейтинге Всемирной организации здравоохранения по качеству и доступности помощи в 1978 году, а сегодня мы лишь на 127-130-м, и нет особых надежд на улучшение, несмотря на увеличение финансирования. Из сказанного выше ясно почему это так - ведь не здравоохранение, а именно неопределенность является черной дырой для бюджета! Значит, бороться надо, прежде всего, с неопределенностью. С ней бороться можно только определенностью. Для медицины России система Н.А. Семашко является совершенно органичной, в то время, как построение сложно регулируемых рыночных механизмов являются чужеродными с соответствующим отношением к ним граждан.
Прошу Вас учесть так же тот факт, что жизнь человека — само ее существование, продолжительность, качество - является целью и смыслом существования любой государственной системы, в частности, и государственной экономики. Но та же жизнь - основная производительная сила, и для корректных экономических расчетов зарождение человеческой жизни и ее развитие знаменует необходимость денежных вложений в нее, как в новую единицу производительных сил, которая окупит себя, много лет спустя. Это дает длинный инвестиционный цикл, в котором ясно видно, что здоровый человек даст государству намного больше прибыли, чем больной. При таком подходе вложения государства в охрану здоровья — это не «деньги в никуда», и не черная дыра, а непосредственные инвестиции в саму жизнь и экономику страны, то есть в смысл существования государства.
Полагаю, существует необходимость переосмысления экономической политики и расчетов государства, в центре которых в цифрах должна быть поставлена именно жизнь среднестатистического человека, а вместе с ней и здоровье, как способность осуществлять нормальную жизнедеятельность, в частности, и производительную.
Уважаемый Владимир Владимирович, мы подготовили коллективное обращение к Вам - Декларацию о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России (прилагаю). Ее на двух сайтах3'4 подписало около 1400 человек. Прошу Вас установить в системе здравоохранения ясный порядок, устранить неопределенности и принять меры к сохранению государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи, которые гарантированы Конституцией РФ.
С уважением,
Президент «Лиги пациентов» |
|
А.В. Саверский 12.05.2014. |
ДЕКЛАРАЦИЯ
о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России
Мы, граждане Российской Федерации, имеем систему государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, построенных нашим народом, чем могут гордиться немногие страны мира.
Мы работаем и платим налоги, за счет которых в указанных учреждениях всем гражданам должна оказываться бесплатная медицинская помощь согласно ст. 41 Конституции РФ, - это наше конституционное право, которое должно неукоснительно соблюдаться.
В связи с этим мы считаем, что:
бесплатная медицинская помощь, оказываемая нам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, должна быть достаточной по объему и своевременной, что означает отсутствие у государственных и муниципальных учреждений права принимать деньги за оказанную и уже оплаченную за счет налогов медицинскую помощь (медицинская помощь не может быть дополнительной или недостаточной);
невозможно разделить в одной организации платные услуги и бесплатную помощь, при этом бесплатная помощь является государственной функцией (обязанностью), а не рыночной услугой;
медицинский персонал должен иметь достаточную заработную плату и социальные гарантии, чтобы иметь возможность не работать больше, чем на одной работе, содержать семью и не заниматься поборами с пациентов;
у государства имеются достаточные финансовые возможности для оказания бесплатной медицинской помощи населению, которые позволяют не только сохранить государственную систему здравоохранения, но и усилить ее возможности, в частности, привлекая кредиты и инвестиции, не создавая концессий и партнерств;
недопустимо финансирование частных учреждений здравоохранения за счет наших налогов, из средств обязательного медицинского страхования, поскольку это приводит к недофинансированию государственных и муниципальных учреждений, что снижает доступность и качество бесплатной медицинской помощи в этих учреждениях;
недопустима передача государственных и муниципальных учреждений в пользование частным компаниям (создание концессий и государственно-частных партнерств и т.п.), поскольку эти компании не обязаны оказывать нам бесплатную помощь по Конституции РФ, - такая передача в пользование лишает нас конституционного права на бесплатную помощь в государственных и муниципальных учреждениях, поскольку они, как лица, прекращают свое существование или прекращают оказывать помощь, что делает конституционное право мертвым, нам его негде реализовать;
недопустимо размытие конституционного права перечисленными выше способами, что приводит к разрушению порядка в системе здравоохранения, влечет за собой рост количества нарушений, что причиняет не только медицинский, но и экономический, и правовой ущерб, увеличивая коррупцию и корыстные интересы.
Мы знаем, что нарушение конституционных норм уже привело к смерти многих людей, и требуем привлечь к ответственности за это виновных лиц на всех уровнях власти.
Мы считаем, что государство должно стремиться к снижению влияния частного капитала на сферу медицинской помощи, потому что бизнес на болезнях людей не допустим, а усиление роли частного капитала приведет к зависимости государства и нашего здоровья от коммерческих интересов отдельных лиц, что не допустимо. Неизбежное стремление частного капитала к сокращению расходов может лишить нас самого необходимого, даже лекарств в стационарах.
Мы требуем от государства принять срочные меры по восстановлению государственной системы здравоохранения и обеспечению прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и не допускать впредь отклонений от Конституции РФ.
3http://www.change.org/petitions/пут