Председателю Партии
«Справедливая Россия»
Миронову С.М.
Уважаемый Сергей Михайлович!
В 2015 году на установление группы инвалидности Президенту РФ пожаловались около 130 тысяч человек[1].
Здесь не учтены жалобы, поступившие в Минтруд, Минздрав, ФБМСЭ, ФМБА, региональные органы власти, региональные СМЭ и т.д.
В Лиге пациентов жалобы на инвалидность занимают первое место по числу обращений.
Нет сомнений, что проблема является острой и требует решения.
Практически все известные жалобы касаются работы комиссий медико-социальной экспертизы, связаны с формальным подходом, отсутствием объективных критериев, по которым можно было бы оценить решения комиссии.
Гражданин, нуждающийся, по его мнению и даже мнению врачей, в социальной поддержке, не может защитить свои права, потому что судебный механизм не работает из-за отсутствия независимой медико-социальной экспертизы.
По факту МСЭКи оказались государством в государстве, они оторваны от самих граждан, от медицинского процесса, их деятельность практически бесконтрольна и безответственна, но от их решений зависят десятки миллионов людей, и не обычных людей, а нуждающихся в защите государства.
И если государство поворачивается к ним спиной, то общество переполняет обида и социальное напряжение.
В то же время за последние несколько лет в системе здравоохранения вырос и окреп такой важный институт, как врачебные комиссии в ЛПУ. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. №502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". врачебные комиссии осуществляют следующие функции, имеющие прямое или косвенное отношение к инвалидности:
· принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
· определение трудоспособности граждан;
· принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
· проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
· вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан;
· выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;
· взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;
Налицо дублирование врачебными комиссиями ряда функций МСЭК, а также наличие полномочий, которые могут быть весьма необходимы инвалиду, например, направление на ВМП.
При этом следует отметить ряд важнейших отличий:
· врачебная комиссия знает своего пациента существенно лучше МСЭК, поскольку ЛПУ, где она создана, диагностирует его, лечит, наблюдает за ним, включая результаты реабилитации;
· в сложном случае ВК может пригласить на свое заседание лечащего врача, наблюдающего потенциального инвалида, и задать ему необходимые вопросы;
· ЛПУ, в котором работает данная ВК, юридически отвечает за здоровье пациента, качество и доступность ему медицинской помощи, что позволяет скорректировать ему поддержку и лечение, как инвалиду, и статус инвалида является, своего рода, медицинской помощью, не говоря уже о программах реабилитации, их выполнением и контролем за состоянием инвалида.
МСЭКи лишены этих возможностей, задач и ответственности, что и порождает существенное число указанных выше жалоб.
Уважаемый Сергей Михайлович, на основании изложенного прошу обратиться в Правительство России, чтобы оно рассмотрело вопрос о передаче полномочий МСЭК врачебным комиссиям государственных и муниципальных учреждений, для чего:
· ввести в состав ВК одного специалиста по МСЭ или повысить квалификацию входящих в ВК врачей по этой специальности;
· сохранить региональные МСЭКи и ФБМСЭ для рассмотрения споров;
· оценить сокращение издержек от сокращения МСЭК и использования их имущества, оценить затраты ЛПУ на выполнение новой функции врачебными комиссиями;
· передать полномочия нормативно-правового регулирования по вопросу МСЭ Минздраву России в связи с тем, что основная проблема инвалидов – утрата здоровья, а охраной здоровья и медицинской помощью занимается Минздрав России.
С уважением,
Президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при Правительстве РФ, Общественного совета и Этического комитета при Минздраве России
А.В. Саверский