с 10:00 до 18:00 по будням

Заявления

Председателю Партии
«Справедливая Россия»
Миронову С.М.

 

Уважаемый Сергей Михайлович!

В 2015 году на установление группы инвалидности Президенту РФ пожаловались около 130 тысяч человек[1].

Здесь не учтены жалобы, поступившие в Минтруд, Минздрав, ФБМСЭ, ФМБА, региональные органы власти, региональные СМЭ и т.д.

В Лиге пациентов жалобы на инвалидность занимают первое место по числу обращений.

Нет сомнений, что проблема является острой и требует решения.

Практически все известные жалобы касаются работы комиссий медико-социальной экспертизы, связаны с формальным подходом, отсутствием объективных критериев, по которым можно было бы оценить решения комиссии.

Гражданин, нуждающийся, по его мнению и даже мнению врачей, в социальной поддержке, не может защитить свои права, потому что судебный механизм не работает из-за отсутствия независимой медико-социальной экспертизы.

По факту МСЭКи оказались государством в государстве, они оторваны от самих граждан, от медицинского процесса, их деятельность практически бесконтрольна и безответственна, но от их решений зависят десятки миллионов людей, и не обычных людей, а нуждающихся в защите государства.     

И если государство поворачивается к ним спиной, то общество переполняет обида и социальное напряжение.

В то же время за последние несколько лет в системе здравоохранения вырос и окреп такой важный институт, как врачебные комиссии в ЛПУ. Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. №502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации". врачебные комиссии осуществляют следующие функции, имеющие прямое или косвенное отношение к инвалидности:
·        принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
·        определение трудоспособности граждан;
·        принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
·        проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
·        проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
·        вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан;
·        выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;
·        взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;

Налицо дублирование врачебными комиссиями ряда функций МСЭК, а также наличие полномочий, которые могут быть весьма необходимы инвалиду, например, направление на ВМП.

При этом следует отметить ряд важнейших отличий:
·        врачебная комиссия знает своего пациента существенно лучше МСЭК, поскольку ЛПУ, где она создана, диагностирует его, лечит, наблюдает за ним, включая результаты реабилитации;
·        в сложном случае ВК может пригласить на свое заседание лечащего врача, наблюдающего потенциального инвалида, и задать ему необходимые вопросы;
·        ЛПУ, в котором работает данная ВК, юридически отвечает за здоровье пациента, качество и доступность ему медицинской помощи, что позволяет скорректировать ему поддержку и лечение, как инвалиду, и статус инвалида является, своего рода, медицинской помощью, не говоря уже о программах реабилитации, их выполнением и контролем за состоянием инвалида.

МСЭКи лишены этих возможностей, задач и ответственности, что и порождает существенное число указанных выше жалоб.

Уважаемый Сергей Михайлович, на основании изложенного прошу обратиться в Правительство России, чтобы оно рассмотрело вопрос о передаче полномочий МСЭК врачебным комиссиям государственных и муниципальных учреждений, для чего:
·     ввести в состав ВК одного специалиста по МСЭ или повысить квалификацию входящих в ВК врачей по этой специальности;
·     сохранить региональные МСЭКи и ФБМСЭ для рассмотрения споров;
·     оценить сокращение издержек от сокращения МСЭК и использования их имущества, оценить затраты ЛПУ на выполнение новой функции врачебными комиссиями;
·     передать полномочия нормативно-правового регулирования по вопросу МСЭ Минздраву России в связи с тем, что основная проблема инвалидов – утрата здоровья, а охраной здоровья и медицинской помощью занимается Минздрав России.

С уважением,

Президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при Правительстве РФ, Общественного совета и Этического комитета при Минздраве России

А.В. Саверский