§

Заявления

О создании Министерства охраны здоровья и Министерства медицинской помощи
 

Президенту

Российской Федерации

Путину В.В.

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Государство уделяет немалое количество времени и ресурсов проблемам медицинской помощи. Однако необходимость оказания медицинской помощи возникает тогда, когда вредоносному фактору уже удалось воздействовать на здоровье, и человек нуждается в его восстановлении. Нет сомнений в том, что граждане, а вместе с ними, конечно, и государство заинтересованы в том, чтобы ограждать (охранять) здоровье людей от влияния таких факторов. В этом смысле Конституция РФ справедливо отделяет охрану здоровья от медицинской помощи, говоря в ч. 1 ст. 41 о праве каждого и на то, и на другое отдельно.

Нет сомнений в том, что устранение вредоносных факторов экономически выгоднее и менее болезненно в прямом смысле, чем дальнейшие попытки устранить вред, когда человек имеет большие шансы остаться инвалидом или умереть раньше времени. Сам по себе подход на устранение вредоносных факторов важен, как позиция государства, как ясная политика в этом направлении.

Перечень вредоносных факторов значителен даже при поверхностном анализе:

  • некоторые виды пищи, ее компоненты, вода, условия хранения (алкоголь, сроки годности, добавки, некоторые виды растительных жиров, типа пальмового масла) и т. п.;

  • строительные материалы, типа некоторых видов асбеста, линолеума, лаков, красок и т. п., которые могут содержать вредные вещества, типа фенолов, формальдегида и др.;

  • нарушение здорового образа жизни;

  • потребление табака и наркотиков;

  • загрязнение атмосферы и воды;

  • опасные производства;

  • правонарушения и преступления;

  • несчастные случаи в быту, на производстве, на транспорте, иные в ходе жизнедеятельности;

  • теракты, военные действия;

  • и т.п.

Данный перечень не является полным, но он показывает, что вредоносные факторы могут воздействовать на людей в разных областях жизни и отраслях хозяйствования, которые регулируют различные ведомства и министерства. Если согласиться с задачей по устранению этих факторов или созданию компенсаторных механизмов влияния на здоровье, то нет сомнений в том, что это — надведомственная задача, которую нельзя решить в рамках существующей системы распределения полномочий в структуре Правительства России. Существующее Министерство здравоохранения РФ является, собственно, министерством по организации оказания медицинской помощи, за исключением профилактических мероприятий, но которые являются так же медицинскими. Исключением является борьба с потреблением табака. Но уже любая проблема, связанная с воздействием на здоровье питания, производства, стройматериалов и пр. требуют иного уровня компетенции от органа власти по охране здоровья, который нельзя получить в структуре Правительства РФ: равное по статусу министерство не может диктовать другим министерствам правила работы.

Таким образом, логичным решением поставленной проблемы является создание федерального Министерства охраны здоровья, созданного по указу Президента РФ и подчиненного Президенту РФ по правилам Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

При этом существующее Министерство здравоохранения РФ для исключения путаницы в наименованиях следует переименовать в Министерство медицинской помощи РФ, и, возможно, сохранить в структуре Правительства РФ или переподчинить новому Министерству охраны здоровья РФ.

Контрольно-надзорные органы — Росздравнадзор и функции Роспотребнадзора в сфере охраны здоровья и качества медицинских услуг должны перейти к Росздравнадзору, который должен быть подчинен вновь созданному министерству или также Президенту РФ самостоятельно. Роспотребнадзор при таком подходе должен заниматься только проблемами надзора в сфере защиты прав потребителей, кроме сферы медицинских услуг.

Данные предложения направлены на создание правильной матрицы в структуре власти, объективно отражающей соотношение проблем охраны здоровья и медицинской помощи с учетом важности и сложности проблем охраны здоровья, заслуживающих постоянного внимания Президента России.

С уважением,

Член Экспертного совета при Правительстве РФ,

 

Президент «Лиги пациентов»

А.В. Саверский