§

Заявления

Приятно, что не прошло и двух суток с момента, как в Минздрав попало это письмо (еще даже не подписанное), в прессе появились сообщения о том, что Правительство будет вносить коррективы в свое Постановление. Это хорошо. И все же так, чтобы уж наверняка публикуем правовую позицию Лиги, а ниже письмо Союза пациентов, сделанное на основе нашего письма.

 

Председателю Правительства РФ
Медведеву Д.А.

Постановлением Правительства РФ № 778 от 7 августа 2014 г. "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" введен ряд запретов на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Норвегия. В частности, введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию продовольственных товаров по коду ТН ВЭД 2106 90 980 9 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные», товарная номенклатура по которому, помимо прочего, включает лечебное, включая специальное, питание для больных (низкобелковое, диабетическое, гипоаллергенное, диетическое, низкохолестериновое, аглютеновое, др.), отдельные белковые смеси, концентраты и др.

Некоторые из этих продуктов входят в стандарты медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения РФ. Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. № 646н “Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при болезни Крона (регионарном энтерите)” и др.

Имеется Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2011 г. N 1313 "Об утверждении перечней лекарственных препаратов, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием лекарственных форм и дозировок для детей, медицинской техники и изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, применяемых в педиатрической практике и не производящихся на территории Российской Федерации".

К сожалению, имеются сведения о том, что целый ряд этих продуктов невозможно заменить продукцией других стран, включая Россию, в силу их высокой технологичности, и помимо этого, замена продуктов для больных людей всегда чревата осложнениями или, как минимум, серьезной зависимостью, которую нельзя списывать со счетов, когда речь идет о больных людях. Уже оказались в напряженном ожидании больные с муковисцидозом, фенилкетонурией, онкологические больные, даже больные после трансплантации органов и пр., в отношении которых известно, что нужное им лечебное питание не пропущено таможней.

Оценка нормативных актов указывает на то, что отсутствие ряда продуктов вследствие запрещения их к ввозу ставит под угрозу не только выполнение законодательства России, включая и конституционное право граждан на медицинскую помощь, но и здоровье, и жизнь людей, включая детей.

Так, согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ РФ № 323 от 22.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее «Основы») лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке. Специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.

Согласно ст. 29 Основ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 7 названного закона органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья согласно п.12 ч. 1 ст. 14 Основ относятся организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями и т.д.

Согласно п.5 ч.5 ст. 19 упомянутого закона пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.

Виды лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, могут входить и входят в стандарты медицинской помощи, утверждаемые Минздравом России, согласно п.5 ч.4 ст. 37 Основ. А согласно ч.5 той же статьи у врачебной комиссии есть право выйти за пределы стандарта, назначив пациенту лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям).

В случае ряда заболеваний в целях обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, на что указано в ч. 4 ст. 44 Основ.

Согласно ч. 4 ст. 70 Основ правом и обязанностью лечащего врача является информирование пациентов о возможности получения ими соответствующего лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации. И в то же время в 5. ч.1 ст. 79 Основ, сказано, что медицинская организация обязана обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.

И, наконец, в п. 3 ст. 80 Основ сказано, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Приведенный анализ нормативной базы без сомнений указывает на то, что запрет на ввоз продуктов лечебного питания, необходимых пациентам, нарушает их права на медицинскую помощь и охрану здоровья, на что, в чем я совершенно уверен, не направлено принятое Правительством РФ постановление.

В связи с изложенным

ПРОШУ:

исключить из Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Код ТН ВЭД ТС - 2106 90 980 9.

С уважением,

Президент «Лиги пациентов»,

член Экспертного совета

при Правительстве РФ А.В. Саверский

...

 

15 августа 2014 года Председателю Правительства

Российской Федерации

Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Постановлением Правительства РФ № 778 от 7 августа 2014 г. "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" введен ряд запретов на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Норвегия. В частности, введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию продовольственных товаров по коду ТН ВЭД 2106 90 980 9 «Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные», товарная номенклатура по которому, помимо прочего, включает лечебное, включая специальное, питание для больных (низкобелковое, диабетическое, гипоаллергенное, диетическое, низкохолестериновое, аглютеновое, др.), отдельные белковые смеси, концентраты и др.

Некоторые из этих продуктов входят в стандарты медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения РФ. Например, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. № 646н “Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при болезни Крона (регионарном энтерите)” и др.

Имеется Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2011 г. N 1313 "Об утверждении перечней лекарственных препаратов, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием лекарственных форм и дозировок для детей, медицинской техники и изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, применяемых в педиатрической практике и не производящихся на территории Российской Федерации".

К сожалению, поступает информация о том, что целый ряд этих продуктов невозможно заменить продукцией других стран, включая Россию, в силу их высокой технологичности, и помимо этого, замена продуктов для больных людей всегда чревата осложнениями или, как минимум, серьезной зависимостью, которую нельзя списывать со счетов, когда речь идет о больных людях. Уже оказались в напряженном ожидании больные с муковисцидозом, фенилкетонурией, онкологические больные, даже больные после трансплантации органов и пр., в отношении которых известно, что нужное им лечебное питание не пропущено таможней.

Отсутствие ряда продуктов вследствие запрещения их к ввозу ставит под угрозу здоровье и жизнь людей, включая детей.

В связи с изложенным просим Вас исключить из Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Код ТН ВЭД ТС - 2106 90 980 9.


С уважением,

От имени и по поручению нижеперечисленных общественных объединений.

Сопредседатель Всероссийского союза общественных

объединений пациентов Ю.А. Жулёв

Ответ на наше обращение просим направить на адрес: 125040 г. Москва ул. Верхняя д.34 стр.1, Всероссийский союз пациентов, тел./факс (499) 426 06 42

 

Список организаций, поддержавших коллективное обращение:

  1. Гавриков М.Ю., председатель Всероссийской общественной организации нефрологических и трансплантированных больных «Право на жизнь»;

  1. Жулёв Ю.А., сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии;

  1. Захарова Е.Ю., председатель правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);

  1. Кондрашова Л.М., председатель Межрегиональной общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА»;

  1. Мещерякова Е.А., вице-президент Межрегиональной общественной благотворительной организации "Союз пациентов и пациентских организаций с редкими заболеваниями" (СПИПОРЗ), президент Региональной общественной организации помощи больным несовершенным остеогенезом "Хрупкие дети";

  1. Мясникова И.В., председатель правления Межрегиональной общественной организации «Помощь больным муковисцидозом», исполнительный директор Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ);

  1. Саверский А.В., президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»;

  1. Терехова М.Д., председатель Межрегиональной общественной организации «Содействие инвалидам с детства, страдающим болезнью Гоше, и их семьям», заместитель председателя правления Всероссийской организации редких (орфанных) заболеваний (ВООЗ).