с 10:00 до 18:00 по будням

Заявления

Прошу рассмотреть возможность и целесообразность обращения в ВОЗ для изменения определения понятия «здоровье» в Уставе ВОЗ.

 

Мне представляется, что существующее определение породило ошибочность самого подхода к финансированию здравоохранения во многих странах мира.

Здоровье – это не только состояние благополучия, но, что не менее важно, способность осуществлять нормальную жизнедеятельность (способность действовать)[1]. К способности осуществлять нормальную жизнедеятельность относится и способность трудиться. И это – важнейший компонент определения, способный повлиять на изменение отношения к здоровью и к здравоохранению во всем мире, потому что без способности трудиться сам труд невозможен, а труд является основной производительной силой в любой экономике, то есть он и создает экономику. При этом труд существует, как экономическая категория, отражаясь, например, в виде заработной платы в расчетах, бюджетах, балансах и т.п., но способность трудиться непосредственно в эти расчеты не входит.

Плата за труд без учета способности трудиться предопределяет отношение экономики к человеку, как к функции, которую можно купить и продать, а сама способность трудиться (здоровье человека) производителей не интересует. Но это не логично и не справедливо, потому что эту способность нужно сначала родить (ребенка, жизнь), а потом вырастить и сохранять, как можно дольше, и это очень затратный процесс.

Налоговые отчисления производителей не делают создание способности трудиться осознанным процессом, связанным с трудом. В такой экономике труд и способность к труду лишены взаимосвязи, что приводит к различным правовым, экономическим и здравоохранительным дисбалансам.

Если в экономике способность трудиться появится, как самостоятельный компонент, то понятие «здоровье» станет важнейшим смысловым центром мировой экономики, а система охраны здоровья приобретет черты инвестиционного процесса, когда вложение средств в способность трудиться, собственно, и дает доход. Это не имеет ничего общего с тем, что сегодня финансирование здравоохранения во многих странах осуществляется по остаточному принципу.

Нет сомнений в том, что мировая экономика и должна работать в интересах здоровья людей, а не наоборот. 

Мне представляется, что изменение определения «здоровье» на «способность осуществлять нормальную жизнедеятельность, включая способность трудиться», откроет огромные перспективы для изменения отношения к здоровью на всех уровнях общества: международном, государственном, семейном, личном.

Помимо этого, учитывая упоминание в ст. 12 МПЭСКП права на наивысший достижимый уровень здоровья, а не только на его охрану и медицинскую помощь, возможно, пришло время добавить к задачам по охране здоровья и медицинской помощи еще одну - по улучшению здоровья (обеспечение наивысшего достижимого уровня здоровья).

Улучшение здоровья – это наступательный, активный подход к проблемам здоровья, в отличие от пассивных сегодняшних задач по его охране и спасению.

Основа такой работы – управление факторами, влияющими на здоровье. Для этого, прежде всего, необходимо создание регистра факторов, воздействующих на здоровья, — это перечень явлений, объектов, товаров, работ, услуг, которые могут на практике взаимодействовать с человеком и способных причинить вред или пользу его здоровью.

Без такой работы общество во многом развивается слепо, несмотря на то, что немалая часть такой работы уже сделана в виде стандартов, правил, требований к безопасности, качеству, проведению контроля и пр. Однако вся эта работа, как правило, не имеет универсальных (единых) оценок воздействия факторов на здоровье, которые также необходимо создать.

Это похоже на селекционную работу, в которой задачей ВОЗ является определение вредных и полезных факторов, определение степени их воздействия на здоровье, оценка соотношения вреда и пользы, принятие мер к тому, чтобы обеспечить влияние на здоровье людей полезных факторов и прекратить влияние вредных.

И последнее важное замечание. Тенденция последнего времени ясно показала, что бизнес на здоровье слишком обременителен для народов. Цена медицинских услуг – является барьером в получении помощи. И поскольку, в целом, здоровье не имеет цены, то введение его на рынок, как товара, причиняет экономикам колоссальный вред, раскручивая величину стоимости в спираль.

Отсутствие у пациента автономии воли на совершение сделки, страх перед болезнью, отсутствие необходимой и понятной для принятия решения информации – делают из него идеальную мишень для зарабатывания денег.

И, наконец, охрана здоровья – такая же функция государства, как охрана границ, безопасности, правопорядка и т.п. Но государство не может передать армию, суды, прокуратуры в систему рыночного регулирования – так ж е и охрана здоровья, не сфера рыночного регулирования.

Эти три причины являются основными доводами, которые не позволяют рекомендовать государственным системам здравоохранения развивать в здравоохранении рыночные отношения.

В связи со сказанным прошу изучить вопрос об обращении во Всемирную организацию здравоохранения с целью:

1.    Изменения определения «здоровья», включив в него способность нормальной жизнедеятельности, включая способность трудиться;

2.    Принятия мер по созданию системы улучшения здоровья населения планеты (государств) путем создания регистра факторов, влияющих на здоровье, их оценке и управлению;

Принятия мер к снижению рыночного регулирования в государственных системах здравоохранения и созданию общественной системы здравоохранения

 

А.В.Саверский