Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Люди умирают без лекарств. По данным проводимых мониторингов[1] для 80% граждан цена лекарства является непреодолимым барьером в его приобретении. Субъекты РФ отказывают в своевременном получении лекарств льготным категориям по самым разным основаниям. Только 6,2% людей сообщают, что без помех получают льготные лекарства, остальные имеют разной степени затруднения. Из всех регионов поступают жалобы на невозможность получить лекарства по самым разным причинам. Резко увеличилось количество судебных дел по данной проблеме. Ненормально, когда власти судятся с больным человеком по поводу того, чтобы не дать ему лекарство!
В этих сложнейших условиях Минздрав перенес сроки пилотных проектов по Стратегии лекарственного обеспечения на несколько лет, без всякого внятного, публичного разъяснения причин. Предложение об обеспечении лекарствами только стентированных больных, без учета других категорий, остро нуждающихся в лекарственном обеспечении, выглядит, как минимум, странным.
В тоже время есть все основания – нравственные, правовые и экономические, - чтобы кардинально изменить ситуацию, о чем неоднократно сообщалось в Правительство РФ, но ничего в предложенном направлении не делается уже почти год, а люди погибают без лекарств.
С экономической точки зрения, которая больше всего интересует органы власти, для государства должно быть очевидно, что вовремя данная таблетка, особенно, амбулаторно, экономит расходы на скорую помощь, на стационар, на больничные листы, на возможную инвалидность и при этом, увеличивает количество трудодней, то есть дает экономике прирост. В связи с этим нами Правительству РФ неоднократно предлагалось осуществить бюджетный разворот, то есть научиться считать в пилотных проектах указанные экономические эффекты и перенаправлять их снова на лекарственное обеспечение граждан.
Проходящий пилотный проект в Кировской области показал эффективность от вложения рубля – три рубля экономии только в ОМС, но вся эта экономия находится в федеральных фондах, и субъект РФ не может ею воспользоваться, а фонды, судя по их реакции, совсем не спешат считать эффекты и перераспределять средства. Получается, что фонды определяют политику государства!?
Между тем, эксперты небезосновательно считают[2], что каждый рубль, вложенный в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, дает 7 рублей дополнительного дохода, а рубль, вложенный в раннее выявление болезней опорно-двигательного аппарата, дает 3,5 рубля.
Эти данные являются общеизвестными фактами в международной практике и, в частности, поэтому зарубежные системы здравоохранения являются более эффективными, потому что жизненно важные и необходимые лекарства обеспечиваются государством бесплатно. Этот подход был поддержан Общественным советом Минздрава РФ и Экспертным советом при Правительстве РФ на совместном заседании полтора года назад!
С правовой точки зрения есть вся необходимая основа:
Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь гражданам в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет различных поступлений, кроме, отметим, средств граждан, так как «гражданам бесплатно».
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ № 323).
Стандарт медицинской помощи ... включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз)... (там же).
Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а также стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ №323).
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков... (п.4 ст.35 ФЗ № 326).
Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств... (п.6 ст. 35 ФЗ № 326).
Таким образом, все лекарства, входящие в стандарты, гражданин вправе получить бесплатно, а за пределами стандарта у него есть право на лекарство по решению врачебной комиссии.
Однако право граждан получать помощь по стандартам не признается органами власти, что порождает нарушение прав. Более того, Минздрав готов исключить стандарт из законодательства, как основу помощи, лишь бы у граждан не было правовых основ требовать оказания качественной помощи, - ведь без обязательных норм (стандартов) нельзя получить качественную помощь. При этом создаваемые клинические протоколы, которые сейчас разрабатываются, могут быть только частью стандартов (либо наоборот, но должен быть единый документ), иначе они не обязательны к исполнению, а значит права требовать их исполнения у пациентов не возникает. Это все равно, что лишить граждан конституционного права на получение медицинской помощи.
Что же касается нравственных основ бесплатного лекарственного обеспечения, то трудно, пожалуй, найти более благодарную сферу приложения государства, чем бесплатные лекарства. Человек, вынужденный искать деньги на жизненно важное лекарство, деньги на жизнь – это безнравственный подход! Забота государства о здоровье населения, о здоровье детей, о здоровье больных – делает здоровым само государство, делает его нравственным. Сейчас сама система нашего здравоохранения предстает больной и безнравственной, лишая больных права на здоровье и жизнь.
Люди умирают без лекарств!
Сейчас министерства здравоохранения всех уровней, включая и федеральное, пишут мамам больных детей письма с такими вот концовками: "Дополнительно рекомендуем обратиться в Благотворительный Фонд для обеспечения лекарственными препаратами".
Это ужасно! Мы считаем, что это уголовное преступление! Люди, представляющие государство, не могут и не должны так писать больному ребенку, потому что это - позор для государства!
Нет сомнений в том, что программа по бесплатному лекарственному обеспечению населения, которая оценивается, кстати, специалистами в диапазоне от 150 до 475 млрд. рублей в ценах 2012 года, вызовет огромную волну благодарности среди населения.
Конечно, эти деньги не нужно выделять сразу, и они вовсе могут не понадобиться даже в таком объеме, если применить бюджетный разворот (посчитать доходы, как инвестиции от вложений в лекарства).
Таким образом, реализация предложенного подхода решает сразу существенное число проблем.
В завершение отметим, что здоровье, как способность осуществлять нормальную жизнедеятельность, включая способность трудиться, в целом является огромной инвестиционной сферой, а не сферой невосполнимых расходов государства. И нужно научиться ее рассчитывать, именно, как инвестиционную.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, мы надеемся, что Вы дадите Правительству РФ поручение провести работу по ускорению внедрения пилотных проектов бесплатного лекарственного обеспечения населения с учетом механизмов бюджетного разворота.
С уважением,
Председатель Комиссии Общественной палаты
Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям
и качеству жизни граждан
В.А.Слепак
Президент Общероссийской общественной организации
"Лига защитников пациентов"
А.В.Саверский