с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Какие права пациентов не могут соблюдать врачи
08 Декабря 2016 г.

Права пациентов, прописанные в федеральном законодательстве, непросто выполнять на местах — в конкретных клиниках. Потому что механизмы реализации этих прав не прописаны. Отсюда — конфликты между врачами и пациентами: право есть, но как его соблюсти, непонятно.

 

Национальная медицинская палата продолжает поиск путей решения конфликтов между врачом и пациентом. Один из них предложила декан факультета усовершенствования врачей МОНИКИ Оксана Александрова. Его суть в том, чтобы нивелировать недостатки федерального законодательства локальными нормативными документами — принятыми в одной или нескольких клиниках. По ее мнению, разработка таких актов позволит нивелировать пробелы федерального законодательства и уменьшит число конфликтов, возникающих из-за правовой неопределенности в процессе оказания медицинской помощи.

- Права граждан в сфере охраны здоровья можно разбить на две большие группы, – говорит Оксана Александрова. – Первая группа – права граждан, механизм реализации которых в медицинской организации возможен через информирование о праве. Это права: на бесплатную медицинскую помощь, на меры поддержки для льготных категорий граждан, на платные медицинские услуги, на выбор медицинской организации и врача. Механизм их реализации уже прописан в нормативно-правовых актах федерального уровня. Поэтому все, что требуется – это сообщать пациентам об этих правах и, соответственно, исполнять их.

Со второй группой прав сложнее — закрепленные законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» они не имеют механизмов реализации на местах. При этом медучреждение, с одной стороны, обязано их реализовывать, с другой стороны, нет никакого четкого и единого механизма, как именно это сделать. Например, «право на информацию о состоянии здоровья и медицинском вмешательстве, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья». Порядок выбора пациентом человека или нескольких человек, которым может быть передана информация о состоянии его здоровья, не регламентирован.

Отдельная большая проблема – право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Существующая документация не включает вопросы специализированной помощи. То же самое - с правом на отказ от медицинского вмешательства. В законе нет регламента действий медработников при отказе, а формы отказа для дееспособных и недееспособных совершенно разные. «В итоге никто толком не знает, как это право реализовать, чтобы не допустить нарушений», - говорит эксперт.

Врачи не знают, как быть с правом пациента на защиту сведений, составляющих врачебную тайну. С одной стороны, регламентация этого права достаточно детализирована в ФЗ «Об основах охраны здоровья», но в нормативно-правовых актах федерального уровня не закреплен регламент действий медицинских работников при передаче сведений, составляющих врачебную тайну, не закреплены формы письменного согласия или отказа на их передачу.

Как пациент может воспользоваться правом на допуск к нему адвоката, законного представителя, священнослужителя, например, если в больнице карантин?

- И так по каждому пункту, – говорит Оксана Александрова. – Закон есть, права у пациентов есть, а четкого и единого механизма реализации нет. Все это порождает многочисленные жалобы со стороны пациентов, непонимание, конфликты. Поэтому нужно, чтобы у медицинской организации было четкое и прозрачное понимание того, как она реализует права пациента, доказательная база о том, что эти права реализованы. Нужны локальные нормативные акты, где четко будет прописано, как эти права осуществить, с помощью каких механизмов.

По ее мнению, формы локальных нормативных актов лучше разработать централизованно в каждом регионе. Это упросит жизнь и медицинским работниками, и пациентам, сделает механизмы реализации прав прозрачными, снимет многие вопросы и погасит многие конфликты.

 


источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей