§

Новости

Можно ли пациентам уберечься от врачебных ошибок
22 Мая 2017 г.

Российские чиновники намерены внедрить в жизнь сразу несколько задумок, которые касаются защиты прав пациентов. В частности, сразу в десяти «пилотных» регионах появится независимая медицинская экспертиза, которую должны проводить врачебные палаты. Обращаться за такой услугой могут как пациенты, так и врачи (а также медицинские организации), несогласные с выводами страховых организаций, и даже судмедэкспертизы.

 

Эксперты конкретного региона будут оценивать качество медпомощи, оказанной за его пределами. Разбирательства будут происходить без громких судебных процессов и огласки в СМИ. Впрочем, если пациент останется недоволен выводами независимой экспертизы, это не мешает ему обратиться в суд.

Еще одно новшество касается прав пациентов психиатрических учреждений: чтобы их отстаивать, будет создана специальная служба в аппарате уполномоченного по правам человека. В этой службе будут состоять как специалисты в области психиатрии, так и правозащитники. Причем, что важно, она будет действовать независимо от минздрава.

Еще одно предложение озвучила общественная организация «Лига защитников пациентов». И не просто озвучила, но и направила обращение на имя Владимира Путина: учредить должность уполномоченного по правам пациентов при президенте России.

Омбудсмен должен заниматься консультированием пациентов, написанием жалоб и обращений, отстаивать права пострадавших в суде, инициировать принятие нормативных актов и проведение проверок.

Сегодня, если следовать букве закона, права пациентов многократно преобладают над правами врачей: пациент вправе выбрать медицинское учреждение, отказаться от лечения или согласиться на него.

Почему же тогда суды завалены исками пациентов к больницам, а Росздравнадзор рапортует о многих тысячах нарушений?! Каким же образом пациенту реально возможно защитить свои права, читателям медклуба «Будем здоровы!» рассказывает специалист по организации здравоохранения и общественному здоровью, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Эльмира ЭДИЕВА (на снимке).

Кто сегодня стоит на страже прав граждан на здоровье и жизнь, гарантированные государством? Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Медицинские организации получают финансирование за оказанные медуслуги от страховой медицинской организации в рамках договора. Эта организация осуществляет и обязательное медицинское страхование граждан с выдачей полиса.

Таким образом, главный защитник права на здоровье и жизнь своего клиента (застрахованного лица) – это страховая медицинская организация.

По мнению сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрия Жулева, сами пациенты должны быть активны в защите своих прав. «Мы сталкиваемся с ситуациями, когда пациенты даже не подозревают, что могут обратиться в свою страховую компанию, телефон которой указан на полисе, не знают о том, что входит в ее функции и какую помощь они могут там получить.

Налицо необходимость повышения активности как Фонда обязательного медицинского страхования, так и лечебных учреждений в части информирования застрахованных лиц об их правах и о том, что делать в случае их нарушения. Но ничего не изменится, пока сами пациенты не начнут обращаться в страховые компании за помощью», – считает Жулев.

Застрахованным следует обращаться в страховую медицинскую организацию со своими вопросами или заявлениями уже на этапе получения медпомощи, не дожидаясь нарушений. Их специалисты обязаны помочь застрахованному как минимум советом или нужной информацией.

***

Страховые медицинские организации финансирует территориальный Фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Следовательно, это следующий основной защитник застрахованных лиц. Именно по поручению страховой медицинской организации или территориального фонда проводится экспертиза качества медицинской помощи. По ее итогам эксперт должен ответить на следующие вопросы:

– причина смерти или неблагоприятного исхода;

– есть ли нарушения организации медицинской помощи в медицинской организации;

– имеется ли нарушение прав застрахованного по обязательному медицинскому страхованию на получение качественной и своевременной медицинской помощи;

– соблюдены порядок (порядки) оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по соответствующему профилю медицинской помощи и/или заболеванию, возможные причины неисполнения;

– оценка правильности, адекватности, своевременности проведения медицинских вмешательств (осмотра больного, диагностических и лечебных мероприятий) в конкретной клинической ситуации, соответствие проведения лечебных и диагностических мероприятий клиническим рекомендациям.

Кто еще стоит на страже защиты прав пациента? Министерство здравоохранения, а еще Росздравнадзор и Роспотребнадзор. Можно прибегнуть и к «тяжелой артиллерии» – прокуратуре. И, наконец, есть последняя инстанция – суд.

***

Чтобы вести продуктивный и результативный диалог на любом указанном уровне по защите своих прав на здоровье и на жизнь, гарантированных государством, лучше заручиться консультацией и информационным сопровождением соответствующего специалиста, компетентного в вопросах нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.

Это может быть врач – специалист по организации здравоохранения и общественному здоровью или юрист. Но, к сожалению, найти такого специалиста не просто: врачи – организаторы здравоохранения не сильны в медицинском праве, а юристы не знают всех нюансов нормативной базы здравоохранения.

Врач никогда не может быть полностью уверен в своих выводах относительно диагноза и лечения, в реакции больного на лечение, в возможности все сделать, как хотелось бы, особенно в технически сложных случаях. Неопределенности и непредсказуемости постоянно сопровождают и подстерегают врача.

Чем неувереннее он в каждом конкретном случае, тем осмотрительнее и внимательнее должен быть. Именно поэтому самоуверенный врач профессионально не пригоден, переоценивая необоснованно свои возможности и подвергая пациента необоснованному риску.

Есть и врачи, работающие, как ремесленники, – автоматически, не концентрирующие максимум внимания на наиболее рискованных этапах медицинского вмешательства или вообще ментально не присутствующие «здесь и сейчас».

Или, например, в силу каких-то обстоятельств (болезнь, усталость, недосыпание, конфликт, стресс) врач может быть «не в форме». Он в таком состоянии идет на операцию и делает банальную техническую ошибку, которую никогда не сделал бы в другой ситуации…

***

Подавляющее большинство негативных медицинских последствий и вызывающих их обстоятельств предсказуемы и предотвратимы, поэтому использование термина «несчастный случай» только маскирует проблему, вводит в заблуждение, дезориентирует общество, призывая его смириться с судьбой и не искать причин неблагоприятных происшествий.

Самая распространенная неблагоприятная ситуация в медицине – это врачебная ошибка. Она происходит тогда, когда действия (или бездействие) специалиста ухудшили состояние здоровья его пациента или способствовали его смерти.

Причем законодательство России до сих пор не содержит определения того, что можно считать врачебной ошибкой. И в этой ситуации россияне не одиноки: десятки стран до настоящего времени не включили определение врачебной ошибки в свои законы.

Кроме того, в мире нет единого понятия о том, что подразумевается под ошибками врачей. А оно крайне необходимо! Скажем, когда необходимо провести четкую грань между врачебной ошибкой и элементарной халатностью и небрежностью врача.  К сожалению, врачебные ошибки всегда были, есть и будут. Настоящий врач с чувством ответственности и долга не может не думать о совершенной им ошибке и ее последствиях, не переживать. За каждую ошибку он выносит себе приговор. Настоящий врач признает свои ошибки, анализирует их и старается избежать их повторения в дальнейшем.

Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов:

- Необходимо повысить активность как Фонда обязательного медицинского страхования, так и лечебных учреждений в части информирования застрахованных лиц об их правах и о том, что делать в случае их нарушения. Но ничего не изменится, пока сами пациенты не начнут обращаться в страховые компании за помощью.

Выдающийся советский клиницист и ученый Иосиф Кассирский писал: «Ошибки – неизбежные и печальные издержки врачебной деятельности, ошибки – это всегда плохо, и единственно оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было... они несут в существе своем науку о том, чтобы не ошибаться, и виновен не тот врач, кто допускает ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать ее».

Великий русский хирург Николай Пирогов делал свои ошибки достоянием гласности, полагая, что только «путем правдивого открытого признания в своих ошибках и посредством раскрытия их запутанного механизма избавить своих учеников и начинающих врачей от повторения ошибок».

Способность жертвовать своими эгоистическими интересами, быть честным перед самим собой и людьми Пирогов рассматривал как профессиональную этическую норму врача. Только беспристрастная самокритика, раскаяние и борьба со своими ошибками, максимально возможная помощь пострадавшим (пациенту и его близким) могут стать более или менее адекватной расплатой за их столь высокую цену – здоровье и жизнь человека.

Ну а тем, кто не обременяет себя высокими морально-этическими принципами, просто следует помнить: «Есть Божий суд… Он ждет…»

Эльмира ЭДИЕВА,

специалист по организации здравоохранения

и общественному здоровью,

заслуженный врач

Российской Федерации,

кандидат медицинских наук

 


источник :  www.opengaz.ru

вернуться в раздел новостей