§

Новости

Экономия в тренде
26 Сентября 2017 г.

Экономия на лекарствах сейчас в тренде: цены на лекарства растут, инфляция увеличивается, а платежеспособность населения уменьшается.

 

КОГДА ЦЕНА — ФАКТОР ДОСТУПНОСТИ, СТАРАНИЯ ВРАЧА НАПРАСНЫ

Наверное, самые пессимистичные прогнозы строят врачи. Они констатируют спад платежеспособности населения и рост недоверия к врачам вследствие коммерциализации медицины. В благополучной, по мнению других регионов, Москве долю пациентов, которым важна цена, врачи, участники Темы МА, оценивают в 75–80%.

Сходные цифры получены в ходе опросов, проведенных в 2016–2017 гг. Лигой защитников пациентов. 70% наших соотечественников считают лекарства недоступными. Для 80% россиян, т.е. для четырех из пяти, цена представляет собой барьер между человеком и лекарством. Среди тех, кому по закону положены льготные препараты, 70% трудно реализовать льготный рецепт.

"Проблемы есть по всему спектру, исключая, может быть, программу семи нозологий. Особенно это касается дорогостоящих лекарств от редких заболеваний и онкологии", — уточняет Александр Саверский, глава Лиги защитников пациентов.

Причем экономию на лекарствах нельзя назвать отличительной чертой пожилого возраста. Перед общей тенденцией — сокращать вложения в здоровье — устояла, кажется, только педиатрия. На детях у нас не экономят.

Как сказал один из наших собеседников: "Цена — основной фактор, по которому пациенты определяют доступность лекарств. Бывает так, что все старания врача напрасны по причине невозможности приобретения пациентом конкретного препарата. Пациенты экономят на лекарствах".

АПТЕКА: СНИЖЕНИЕ СРЕДНЕГО ЧЕКА

Снижение среднего чека отметили все аптечные сети. У кого–то он уменьшился в летние месяцы, у кого–то уже с апреля. Аптеки сообщили, что пациенты экономят даже на тех препаратах, которые в буквальном смысле доктор прописал. О том, на какие категории лекарств потребители сокращают расходы, было подробно рассказано в МА №8/17 — по материалам опроса аптек в различных российских регионах.

"Экономия по-прежнему остается в тренде, и такая ситуация будет носить затяжной характер, поскольку цены на лекарства продолжают расти, темпы инфляции увеличиваются, а платежеспособность потребителей продолжает сокращаться. При этом нельзя сказать, что снизился спрос на лекарства. Мы видим не снижение спроса, а падение покупательской способности", — уверена Настасья Иванова, директор ООО "Интер–С Групп".

Тем не менее, cогласно данным RNCPharma по итогам I–II кв. 2017 г., натуральный объем продаж лекарственных препаратов в аптечной рознице увеличился на 3,5%. Фарма выходит из кризиса, постепенно восстанавливается спрос, но серьезных причин для активности потребителей пока еще нет.

Способы выживания аптечной розницы в целом известны — закупки по прямым контрактам, минуя оптовые цены дистрибуторов и зависимость от них, снижение товарных остатков, увеличение оборачиваемости товара, а значит его покупаемость.

Сегодня аптеки более вдумчиво управляют ассортиментом, не рискуют на рецептурных новинках.

Есть и нефинансовые способы — лояльность и доверие покупателя, которое поддерживается только профессионализмом. Специалист первого стола одной из аптек – участниц Темы МА заметила: «По своему опыту могу сказать, что 70–80% населения не ходит к врачу, требует консультацию и постановку "диагноза" у первостольника, аргументируя тем, что "провизор продает препараты и больше знает об их эффективности". Не скрою, многие приходят к нам специально за консультацией, выбирая часы, когда в аптеке меньше людей, чтобы было время поговорить подробно. Если видят очередь, терпеливо ждут. Не раз приходилось слышать, что люди выбирают специалистов, которые умеют консультировать".

Фармацевтическая консультация — то, что сегодня помогает выжить и аптеке, и пациенту.

ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛИ: МЕНЯЕТСЯ СОСТАВ ИГРОКОВ

В июле текущего года объемы отгрузок лекарственных препаратов со складов российских производителей упали на 21% в рублях, в натуральном выражении сокращение объемов отгрузок составило 9,5% (данные RNC Pharma). Сокращение производства связано, скорее всего, с необходимостью выравнивания баланса спроса и предложения. В 2016 г. активизировался спрос на препараты импортозамещения, что крайне обрадовало отечественную фармацевтическую индустрию. Сейчас спрос выровнялся, и потребители готовы покупать дорогие брендовые препараты, но, разумеется, не в массовом масштабе.

Даже фармацевтические гиганты признаются: рынок стал жестче, конкуренция — сильнее, доходы пациентов — ниже. Аптеки не хотят рисковать и весьма тщательно подходят к ассортименту. По некоторым серьезным хроническим заболеваниям уменьшается спрос на брендированные препараты — покупатель предпочитает дженерики. Тем не менее, в начале августа компания Teva, производитель дженериков, планирует уйти с рынка десятков стран и закрыть 15 производственных площадок. Причиной этому послужил, видимо, убыток компании за первые полгода в размере 6 млрд долл.

"Большая фарма" пытается корректировать свою деятельность в соответствии с покупательским спросом. Например, переключается на производство упаковок с большим количеством таблеток… Или уменьшает объемы производства и сокращает продуктовый портфель. Выпускать неконкурентоспособный препарат сейчас невыгодно.

По мнению эксперта Темы номера МА Елены Пархониной, заместителя директора, руководителя департамента маркетинга представительства "Гедеон Рихтер" в Москве, "меняется состав игроков. Набирают силу компании, которые производят российские дженерические препараты среднего и низкого ценового сегмента. Они демонстрируют активный рост объема продаж в натуральном выражении. Это говорит о том, что потребители действительно "переключаются" с оригинальных дорогостоящих препаратов на МНН–дженерики. Сегодня тренд таков, что более дешевыми аналогами препаратов стали интересоваться в т.ч. и люди со средним доходом. Более того, это стало модно. Таким образом, потребитель демонстрирует свою информированность".

Хотя преференции отечественной промышленности, довольно значимые уже сейчас, — статус промышленного производства позволяет получить льготы по налогам и другим платежам, например, пониженную ставку по налогу на прибыль, льготную ставку аренды земли, фармацевтической индустрии необходимы дополнительные меры поддержки со стороны государства — преференции по государственным закупкам.

Зарубежные локальные производства замечают: работать успешно, добиваться хороших результатов на территории России и в сфере экспорта лекарственных средств помогает участие в государственных программах по фармацевтике. ФГУПам — производителям лекарств и медицинских изделий летом этого года повезло — им выделено субсидий на сумму 4 млрд руб.

Спрос — относительно которого считается, что он регулируется только рынком — может быть обусловлен административными решениями в здравоохранении, считают участники Темы номера. Есть государственная стратегия по сердечно–сосудистым заболеваниям — становятся более востребованными и кардиологические препараты.

ФАРМДИСТРИБУЦИЯ: УШЛА В СЕТИ

Слияния и укрупнения сопровождают в последнее время не только аптечную розницу, но и сферу отечественной дистрибуции. Кроме того, фармацевтические дистрибуторы все дальше "ушли в сети" — развивают собственную аптечную розницу, покупая готовые аптечные сети.

Такая консолидация сил позволила отечественной фармацевтической дистрибуции провести несколько крупных сделок за первые шесть месяцев сего года.

Не всем удается укрупняться, например, один из крупных российских дистрибуторов "Роста" продала свою аптечную сеть "Радуга", и это не единичный пример.

НАСЕЛЕНИЕ: ЖИЗНЬ ИЛИ КОШЕЛЕК

Если же стратегий нет или их недостаточно, то для человека, вынужденного экономить, решающим фактором становится цена. Это подтвердили не только врачи, но и пациенты, с которыми наши корреспонденты поговорили о принципах выбора лекарств. Сегодня стоимость препарата — такой же важный фактор, как его необходимость для здоровья.

Есть ли решения для сложившейся ситуации? Врач, фармацевт, пациент и даже производитель могут предложить лишь "симптоматические средства". Так, многие наши сограждане перестали стесняться спрашивать о недорогих препаратах того же МНН — знание о дженериках из признака экономической нестабильности становится критерием осведомленности.

Потребитель ищет препарат подешевле в аптечном поисковике, позволяющем сравнить цены, не выходя из дома. Аптека перестраивает ассортимент и не рискует с новыми препаратами. Фарминдустрия переходит на выпуск дженериков. Фармдистрибуция открывает новые рынки сбыта.

Каждый из участников фармацевтического рынка решает свои локальные проблемы.

Кто же в состоянии предложить фармации, а значит и здравоохранению, рецепт излечения от всеобщей экономии на лекарствах?

 


источник :  mosapteki.ru

вернуться в раздел новостей