с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Загнанная лошадь по кличке Медицина
24 Августа 2012 г.

Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения прав граждан на получение медицинской помощи государственными бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения. Проверка проводилась по поручению областной прокуратуры и охватывала целый ряд направлений деятельности ЛПУ: соблюдение законодательства при осуществлении закупок (в том числе и лекарственных препаратов) и выполнении работ, соблюдение лицензионных требований и санитарно-эпидемиологического законодательства, предоставление платных медицинских услуг, использование оборудования и пр. Сразу отметим, серьезных нарушений, чреватых уголовным преследованием, не выявлено, хотя не обошлось без представлений и предостережений в адрес руководителей учреждений, дисциплинарных и административных взысканий.

 

Долгожданный ремонт

Но в целом ситуация в городском здравоохранении повергает в глубокое уныние. Претензий к состоянию помещений у проверяющих не возникло только в ГБУЗ ВО «Ковровский противотуберкулезный диспансер» – здание не требует ремонта. В остальных картина удручающая. А средства не позволяют в полном объеме и в установленные сроки выполнить даже предписания пожнадзора.

Больше других повезло ГБУЗ «ЦГБ». В 2012 году в рамках региональной программы «Модернизация здравоохранения Владимирской области» в учреждение направлены солидные средства на ремонт детской поликлиники и детских отделений. Заявки на ремонт прочих зданий и помещений областной бюджет удовлетворил лишь частично, а по некоторым объектам источники финансирования не определены до сих пор. Так, на здание главного корпуса больницы требуется 57712,2 тысячи рублей, а выделено 2724,2. На взрослую поликлинику при заявке в 11 714 тыс. облбюджет выделяет всего 414 тыс. А нормального ремонта здесь не было более 20 лет, хотя и сметы, и заявки направлялись сначала в горадминистрацию, потом в департамент здравоохранения области.

Гораздо хуже ситуация в ГБУЗ «Ковровская ГБ №2». Впечатляет не столько перечень зданий и помещений, требующих проведения капитальных работ, сколько даты последнего пришествия строителей. В здании лечебно-диагностического корпуса (стационара) на ул. Первомайская последний капремонт проводился в 1974 году, а поликлиниках – в 1982-1987 годах. В совершенно убитом помещении располагаются наркологическое и психоневрологическое диспансерные отделения в пр-де Урожайный (ремонт был в 1960 г.), здание наркологического отделения не ремонтировалось с 1969 г.

В 2012 году утверждено финансирование на ремонт детских поликлиник КГБ № 2 на общую сумму 6947 тыс. руб. за счет средств, выделяемых по программе «Модернизация здравоохранения Владимирской области». А вот расходы на ремонт помещений лечебно-диагностического комплекса стационара, наркологического и психоневрологического отделений на сумму 4587 тыс. руб. департамент не утвердил.

В ГБУЗ «КГБ № 1» все упирается в недостроенный терапевтический корпус. Если помещения родильного дома в рамках региональной программы отремонтируют в нынешнем году на 10 млн рублей, то все остальное – поликлиника, диагностическое отделение и пр. – пребывает в подвешенном состоянии. Предполагалось, что разместятся они при завершении строительства в акушерском корпусе (многострадальный теркорпус), вот только когда это свершится? На ремонт нужны десятки миллионов. А вопрос о выделении денежных средств будет решен после принятия решения о завершении строительства акушерского корпуса. Степень готовности этого объекта оценивается в 40%, а для завершения строительства, оснащения объекта и ввода в эксплуатацию необходимо 197 339,67 тыс. руб. (расчеты произведены в 1 квартале 2011 года). 15.02.2012 в департамент здравоохранения администрации Владимирской области направлена соответствующая информация для решения вопроса о выделении денежных средств. Пока решения нет.

Платные услуги

Стоит ли при таком раскладе удивляться бурному росту платных услуг. По положению, полученные средства используются в первую очередь на оплату налогов, восстановление и развитие материально-технической базы учреждений, в том числе и на оплату коммунальных услуг. Не более 50% направляется на заработную плату. Перечень платных медицинских услуг утверждается теперь директором департамента здравоохранения области, а их стоимость – главным врачом лечебного учреждения.

В 2011 году ЦГБ выручило от предпринимательской деятельности (в том числе оказания платных медицинских услуг) более 10 млн руб. В КГБ № 2 доход составил более 13 млн руб.

Прокуратурой проводилась проверка оказания платных медицинских услуг. Нарушений не установлено. Учет по основной деятельности и платным услугам ведется раздельно. Фактов оказания платных медицинских услуг в основное время работы персонала не выявлено. Более того, прокурорская проверка не установила фактов незаконных отказов в предоставлении бесплатной медицинской помощи. Если таковые имеют место быть, то причина кроется в кадровом дефиците.

Кадры, которые решили бы все

Статистика тут такова. Скажем, в штате ЦГБ отсутствуют следующие врачи-специалисты: врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине; врач-дерматовенеролог; врач-неонатолог. В соответствии с лицензией учреждение может осуществлять медицинскую деятельность по указанным специальностям, но фактически не осуществляет ее в связи с отсутствием врачей.

В КГБ № 2 потребность во врачебных кадрах составляет 91 человек, из них 19 терапевтов, 1 пульмонолог, 1 кардиолог, 1 инфекционист, 1 дерматовенеролог, 3 физиотерапевта, 4 врача по лечебной физкультуре, 6 врачей по спортивной медицине, 1 врач по функциональной диагностике, 2 хирурга, 2 детских хирурга, 1 онколог, 1 акушер-гинеколог, 10 педиатров, 2 офтальмолога, 1 оториноларинголог, 1 психиатр, 15 психиатров-наркологов, 4 психотерапевта, 4 врача клинической лабораторной диагностики, 8 врачей УЗИ диагностики, 3 рентгенолога. В штате учреждения имеются врачи указанных специальностей, однако они физически не в состоянии обеспечить прием всех обращающихся за помощью.

В ГБ № 1 по причине дефицита специалистов по следующим специальностям: врач-эндокринолог, врач-дерматовенеролог, врач-психиатр, врач детский эндокринолог, врач-кардиолог медицинские услуги по данным направлениям не оказываются.

С больной головы на здоровую

Недостаток средств и кадров объясняет многое. Но не все. Прокуратура в ходе проверки выявила немало факторов, когда за объективными трудностями пытаются скрыть непростительную для медицины халатность. Например, несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства. По фактам выявленных нарушений внесено 7 представлений главным врачам учреждений здравоохранения города и района,11 виновных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 12 – к административной.

В материалах прокурорской проверки часто встречается словосочетание «перекрест чистых и грязных потоков». Что это? Да элементарная стерильность. Так, в процедурном кабинете отделения неотложной кардиологии ЦГБ не обеспечивается полное погружение изделий в раствор дезсредства, обработка инъекционного поля проводится ватными шариками, а не стерильными салфетками. В гинекологическом отделении в перевязочной расстановка мебели и оборудования не обеспечивает доступность для уборки, да и сама мебель не медицинского назначения, ветхая, что не позволяет проводить качественную влажную обработку и дезинфекцию. Для стерилизации инструментов используется сушильный шкаф типа ШСС, что запрещено СанПиН.

В урологическом отделении КГБ № 2 проверяющие обнаружили отсутствие дозаторов с жидким антисептическим мылом и то, что процедурная медсестра перед проведением инъекции не провела гигиеническую обработку рук.

Казалось бы, мелочи – отсутствие индивидуального полотенца для врачей в ординаторской, совместное хранение рабочей и домашней одежды, отсутствие списков разрешенных для передачи продуктов, но каждая из этих мелочей может обернуться крупными неприятностями и отразиться на здоровье пациентов.

А вот халатность из разряда совершенно непростительных. Это когда нарушаются правила хранения лекарственных препаратов. Фактов отмечено множество во всех ЛПУ. Тут уж дело исключительно в контроле руководителей и личной ответственности персонала.

В качестве примера: в КГБ № 2, в связи с открытием после ремонта в 2012 году урологического отделения, возникла потребность в приобретении медицинского кислорода. Проверкой установлено, что учреждение имело намерение заключить договор на оказание услуг по заполнению баллонов техническим кислородом с ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева», не имеющим лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

И еще одно повсеместное нарушение. В ходе проверки нашли подтверждение факты понуждения граждан к приобретению за счет собственных средств бахил. Угрожающая надпись «Без бахил не входить» на процедурных и даже врачебных кабинетах по сути ограничивает граждан в праве на получение медицинской помощи. При этом установлено, что ни в указанных кабинетах, ни в регистратуре гражданам бахилы на безвозмездной основе не выдаются. На данный факт прокуратура указала руководителям ЛПУ в внесенном представлении об устранении нарушений федерального законодательства.

По плечу ли ноша?

Сегодня продолжаются дискуссии на тему, во благо или во вред пошла передача полномочий по организации здравоохранения от муниципалитетов на региональный уровень. По всей видимости, глубокого анализа при передаче ни зданий, ни лечебной базы не проводилось. Механизм руководства департамент отлаживает уже в процессе работы. И не случайно на повестку дня выносится вопрос делегирования муниципалитетам ряда обязательств по «созданию условий, обеспечивающих функционирование учреждений здравоохранения на вверенных территориях». Слишком тяжелой для областного бюджета оказалась ноша. Да и для текущего контроля за организацией лечебного процесса силенок у департамента, видимо, не хватает. Все материалы проведенной проверки городская прокуратура направила в областную. Департаменту здравоохранения предстоит увлекательное чтиво. С вытекающими выводами и последствиями.

 



источник :  kovrovskievesti.ru

вернуться в раздел новостей