с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Здоровое потребление
06 Сентября 2012 г.

В российской системе здравоохранения грядут существенные перемены. Повлиять на работу лечебных учреждений теперь смогут сами пациенты, если обратятся в суд. Теперь за непредоставленные вовремя и качественно медуслуги медиков можно привлекать к ответственности по закону «О защите прав потребителей», а это позволит намного эффективнее отстаивать свои права. С другой стороны, администрациям клиник и поликлиник придётся настойчивее добиваться финансирования, обеспечения современным оборудованием и доукомплектования штатов. Не получив процедуру в срок, пациент спокойно отправится в платную клинику, а потом потребует компенсировать ему расходы. Плохая организация лечения теперь грозит не только репутации, но и бюджету ЛПУ.   

                                   

Летом появился новый «инструмент» в отстаивании пациентами своих прав в рамках обязательного страхования и госгарантий (ОМС). Это постановление пленума Верховного суда РФ № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года. Согласно этому документу пациенты теперь могут подавать иски в суд на клиники и диспансеры по фактам предоставления некачественных медуслуг по «потребительскому» закону.

Ряд экспертов считает, что реформировать ситуацию в бюджетном здравоохранении можно будет уже в течение нескольких месяцев. До сих пор судебные разбирательства шли долго, стоили пациентам недёшево, да и предсказать результат было сложно. Однако в законе о правах потребителей, который теперь должны начать применять, чётко прописаны все штрафы и неустойки. Кроме того, оплата госпошлины теперь возложена на ЛПУ. В прежние годы от госпошлины пациентов освобождали только иногда, потому пациенты не подавали иски, боясь в том числе и судебных издержек.                                 

Теперь каждый обратившийся в суд пациент (или его родственники) априори признаётся потребителем медуслуг в системе ОМС. Ну а раз это так, то потребитель автоматически имеет право на получение качественной медуслуги; на то, что его будут лечить безопасно; сообщат, кто его будет лечить на всех этапах заболевания, из чего будет медуслуга состоять и т.п. ЛПУ обязаны предоставить лечение в предусмотренные сроки, а если вдруг пациентом обнаружены недостатки, то по закону о правах потребителей пациенту должны сообщить срок, в который недостатки будут устранены.                               

Благодаря «потребительскому» закону у пациентов появляется в разы больше возможностей отстаивать свои права, чем было их по Гражданскому кодексу раньше. К примеру, уже при обращении к врачу пациенту обязаны предоставить следующую информацию: какова квалификация лечащего врача, каковы польза и риск от предстоящей процедуры или операции, какие есть способы лечения, какое лечение максимально эффективно, как оно должно сказаться на здоровье данного конкретного пациента. Факт информирования пациента документально фиксируется, иначе больной по суду может требовать взыскать компенсацию морального (!) вреда, поскольку его права потребителя нарушены                                  

Причинами иска больного к ЛПУ могут быть и «устаревшие» операционные технологии, оставляющие грубые шрамы, долгое заживление при наличии более современных методик (к примеру, эндоскопических), несмотря на то что в клинике нет оборудования или специалиста, в том случае если информацию о существовании более современных методов лечения не предоставили своевременно пациенту.                                 

Немаловажно, что в законе о правах потребителей чётко оговорено право на срок исполнения услуги. Так что бюджетное здравоохранение жёстко ограничено сроками, указанными в территориальной программе ОМС. Отсутствие оборудования, квалифицированного врача, ресурсов или расходных материалов после истечения оговорённого в программе срока становятся «головной болью» главврача, а каждый больной может сразу по истечении этого срока вчинить ЛПУ иск.                                

Государственным лечебным учреждениям теперь станет просто экономически невыгодно работать плохо, небрежно, наплевательски по отношению к пациентам-бюджетникам.                                 

К примеру, больному нужен бесплатный талон на обследование или на процедуру, входящие в программу госгарантий. В ряде областей очередь на обследование растягивается на несколько месяцев вперёд. Это вынуждает пациента получать услугу за деньги. Между тем согласно территориальной программе госгарантий в большинстве областей РФ предельный срок ожидания диагностического обследования не превышает двух недель. Теперь согласно ст. 28 закона «О защите прав потребителей», если исполнитель (а в данном случае медучреждение) нарушил сроки оказания услуги, то потребитель (пациент) по своему выбору может согласиться на новый срок или же поручить услугу третьему лицу за разумную цену. А затем, после получения услуги, требовать от исполнителя возмещения понесённых расходов. То есть больной на 15-й день теперь спокойно проходит платное обследование в коммерческом медцентре, а затем требует по суду оплаты всех убытков, причинённых ему бюджетным ЛПУ в связи с истекшими сроками оказания услуги.                              

Если ЛПУ не согласится возместить стоимость платного обследования в частной клинике в течение не более 10 дней «полюбовно», пациент может подать на ЛПУ в суд иск на компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя. В таком случае в пользу потребителя с поликлиники судебным решением ещё взыскивается штраф в размере 50% от присуждённой суммы, ЛПУ заплатит и существенную денежную госпошлину.                             

Вероятно, должны постепенно исчезнуть и ситуации, в которых пациентам приходится самостоятельно покупать лекарства во время пребывания в стационаре. Ведь в стандарт лечения входят несколько необходимых пациенту препаратов и медизделий. Если врач предлагает больному или его родственникам приобрести недостающий препарат или медизделие самостоятельно, то, сохранив кассовый чек, можно по закону «О защите прав потребителей» взыскать с ЛПУ стоимость препарата плюс компенсацию за моральный вред. ЛПУ также присудят штраф. Таким образом, в соответствии с «потребительским» законом больница заплатит в разы больше, чем стоило бы это самое лекарство. Причём главврач надолго запомнит, что за каждый день просрочки медучреждение обязано будет ещё выплатить пеню в размере 3% от цены услуги. Пара судебных процессов – и отечественные бюджетные клиники научатся вовремя заказывать лекарства, а также требовать финансирования от бюджета.

Закон «О защите прав потребителей», изданный в 1992 году, один из самых прогрессивных, эффективных и социально направленных в российском гражданском праве, – сказала « Нашей Версии» начальник юридического отдела ООО МС «Мегус-АМТ» Елена Пестова. – На мой взгляд, это один из редких, к сожалению, но удачных примеров использования западного опыта в национальных условиях. В постановлении № 17 даны новые, соответствующие современным условиям развития потребительского рынка разъяснения пленума ВС РФ по рассмотрению споров о защите прав потребителей».         

К оказанию медуслуг этот закон применялся и раньше, пояснила юрист, однако теперь Верховный суд подчеркнул, что закон применяется и в рамках ОМС. Также закон поможет восстанавливать права инвалидов на социальные гарантии в сфере здравоохранения.                  

«Пленум ВС разъяснил, что правами потребителя пользуется не только гражданин, непосредственно заказывающий услуги, но и гражданин, который их использует на законном основании. На практике часто возникают ситуации, когда за тяжело больного пациента больнице платят родственники, затем при предъявлении исков о взыскании убытков возникает неопределённость, кто потребитель, а кто – пострадавший; теперь эта неопределённость устранена», – уточнила Елена Пестова.                  

В то же время защитники прав потребителей и пациентов не склонны преувеличивать влияние решения Верховного суда.                        

«Особых новаций-то нет, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, – просто Верховный суд ещё раз напомнил пациентам и медикам, что есть такой инструмент для улучшения здравоохранения в России. Важно будет, насколько независимая экспертиза или экспертиза страховой компании докажет, адекватное ли было предоставлено лечение. Если не адекватное, то можно иск выиграть. Пока в области здравоохранения такой судебной практики не было, но есть наработанная практика по врачебным ошибкам, и такие дела пациенты выигрывают стабильно. Боюсь только, что официальная стоимость услуг, входящих в ОМС, а также лекарств, входящих в перечень жизненно-важных, в РФ низка, потому довлеть такие иски над ЛПУ не будут».                           

Тем не менее эксперт отметил, что при отказе от предоставления положенного лечения (лекарств) по стандарту выиграть судебный иск возможно. «Стандарты всего, что положено по заболеванию по территориальной программе ОМС, можно запросить в своей страховой компании», – сообщил Дмитрий Янин.

 



источник :  versia.ru

вернуться в раздел новостей