с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Решение властей Башкирии о лишении населения плановой медпомощи является уголовным преступлением, считают эксперты
18 Октября 2021 г.

В Башкирии власти приостановили оказание плановой медицинской помощи, в частности, плановые операции. Официально это не объявлялось, были лишь сообщения Минздрава РБ о приостановке диспансеризации и плановых приемов. Но параллельно по больницам Башкирии разосланы письма, подписанные первым замминистра здравоохранения Гульнарой Зиннуровой (имеется в распоряжении редакции), в которых говорится о приостановке плановой медицинской помощи для пациентов стационаров.
 

Это означает, что пациенты будут поступать в стационары только в экстренной ситуации. Чем это грозит? Множеством незапланированных смертей в результате доведения пациентов до такой стадии заболевания, когда уже помочь сложно.

Насколько конституционно такое решение властей и не влечет ли оно уголовную ответственность для них? Анализ ситуации – в нашем материале.

Быть палачами? Не хотим!

Накануне медики Башкирии написали обращение с требованием вернуть плановую помощь в поликлиники и больницы. Обращение было опубликовано в соцсетях главы Башкирии Радия Хабирова:

«С 30 сентября в Башкирии приостановили плановую медицинскую помощь! Закрыли всю Башкирию. Это означает, что мы, врачи, теперь должны отказывать в операциях пациентам с гастритом, пупочными грыжами и ждать, когда у них начнутся кровотечения и их привезут на скорой. Но плановые больные – это те же больные, только они записались, ждут операцию. И вот мы должны развернуть больного и ждать, когда ему станет хуже. Кто из чиновников скажет, как нам решать, кого лечить, а кого нет? Мы не хотим быть палачами! Почему концертные залы можно собирать, а плановую помощь оказывать нельзя?»

Обращение опубликовал общественник Парвиз Мурсалов. Мы связались с авторами письма, и они подтвердили нам, что проблема действительно существует. Медики обосновывают проблему тем, что легче пролечить человека планово, чем экстренно.

«Сегодня у пациента гастрит, и это будет плановая операция, а завтра начнется язва. Сегодня у него язва, а завтра кровотечение и перфорация желудка. Сегодня геморрой, трещина, а завтра кишечное кровотечение. Сегодня желчекаменная болезнь, а завтра перитонит или панкреонекроз. Сегодня плановая грыжа, а завтра ущемленная. Сегодня у человека киста, мы его не лечим! А завтра у него разрыв кисты! Сегодня камень почки - не лечим, ждем, когда будет гидронефроз – тогда приходите, а скорее всего, вас привезут умирающего на скорой! Мы должны ждать, когда у человека начнется такая проблема, что он к нам с кровотечением поступит, с разрывами. Как мы вообще дошли до этого? Это что, естественный отбор такой?» - говорится в обращении.

Платные клиники при этом не закрылись, отмечается в письме. Теперь пациенты вынуждены ломиться туда и платить за то, что могли бы получить по программе госгарантий. Медики утверждают, что для оказания плановой помощи есть все – расходка, врачи, время.
 

820eff03-4099-45ff-9495-d2685f38f200.jpg
 

Это уголовная ответственность

Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов Александр Саверский прокомментировал корреспонденту Пруфы.рф, что слышал о приостановке плановой помощи в Башкирии:

- В каждом регионе свои чудеса, но Башкирия пока единственный регион, где есть жалобы на ограничение плановой помощи. В прошлом году такие попытки по стране были быстро свёрнуты, потому что это преступление. В Уголовном кодексе есть статьи «Оставление в опасности» - это даже не требует причинно-следственной связи. «Халатность» - грубое нарушение прав граждан. «Причинение вреда» - если, например, состояние панкреатита перешло в кровотечение, то это, по сути, причинение вреда средней тяжести, тяжкого вреда здоровью или даже смерти. Это серьезный уголовный состав преступления и нарушение конституционного права на медицинскую помощь. Кроме того, по информации МИДа мы знаем, что пандемия у нас объявлена неофициально. Если официально пандемии нет, на основании чего ограничения в правах? В связи с этим никакого отказа в плановой медпомощи быть не должно, это - преступное решение, - считает он.

По словам Саверского, право на объявление эпидемии есть у главного санитарного врача региона. Невозможно внести в программу госгарантий изменения без такого постановления. Если первый замминистра рассылает такие письма, значит, она должна действовать на основании статей постановления главного санитарного врача. У замминистра нет такого права.

Анна Казак, руководитель Роспотребнадзора по Башкирии и главный санитарный врач по республике, в разговоре с корреспондентом Пруфы.рф лишь посоветовала прочитать постановление и бросила трубку, так и не ответив на вопрос, на каком основании в больницы рассылаются письма о запрете плановой медицинской помощи.

- У нас все нормативные документы на нашем сайте, - завила она на вопрос, где можно ознакомиться с ее постановлением о запрете плановой медпомощи.
Но либо документа там нет, либо он так запрятан от интересующейся общественности, что его сложно найти.

В Минздраве РБ также затруднились предоставить ответ, на основании чего ограничивают плановые операции. Мы направили запрос в ведомство, как только получим ответ, сразу его опубликуем.

Адвокат Урал Хамзин полагает, что кулуарное решение о приостановке плановых операций может быть связано с возможной аффилированностью чиновников Минздрава с частными клиниками, которые таким образом получили шквал пациентов.

–  Если вам отказали в плановой госпитализации, завалите Следственный комитет РФ, его республиканское управление, заявлениями о проведении доследственной проверки медицинской организации и возбуждении уголовного дела при наличии признаков в отношении должностных лиц Минздрава, а органы прокуратуры – жалобами на их незаконные действия. За любое наступление вреда здоровью, в том числе смерти пациента при наличии причинно-следственной связи с промедлением в госпитализации в связи с отказом в плановой госпитализации по распоряжению Минздрава – государство должно понести гражданскую ответственность, а его должностные лица от здравоохранения – уголовную ответственность, – полагает Хамзин.

Юрист Тимур Уразметов отметил, что по закону нельзя отменить плановую медицинскую помощь. Именно поэтому, судя по всему, ее просто сдвигают. То есть пациент обращается, например, в  больницу №21 с пожеланием пройти плановую госпитализацию. Но плановую госпитализацию врачи не могут оказать в связи с распоряжением руководства – письмом Зиннуровой к руководству больницы:

- Минздрав понимает, что по закону вынести такой документ и отказать в плановых операциях, они не могут. Потому что это противоречит законодательству – противоречит системе госгарантий медпомощи. Поэтому они сдвигают сроки до неопределенного момента. Получается, странная ситуация: фактически состояние чрезвычайной ситуации без введения чрезвычайной ситуации, - полагает Уразметов. - Что тут можно сделать? По идее, врачи должны обратиться к руководству больницы, главврачу, чтобы установить срок плановой госпитализации, которая каждому пациенту требуется. То есть, оценить, сколько он еще физически может подождать. Главврач должен обратиться в Минздрав со списком таких пациентов: например, 50-100 человек нуждаются в плановой госпитализации. Другой вопрос: будет ли главврач обращаться в Минздрав? И будут ли врачи обращаться к главврачу?

Вероятно, не будут. Остается вопрос:

Кто именно принял решение, что медицинская помощь нужна только ковидным? Радий Хабиров, Анна Казак, Максим Забелин?

Марина Каримова

 


источник :  https://prufy.ru