Как общественность участвует в решении вопросов, волнующих пациентов? Это представители Всероссийского союза пациентов обсудили на заседании круглого стола, который состоялся в областной общественной палате.
 

Партнерство в северном измерении

Мурманская область в числе восьми регионов является участником проекта Всероссийского союза пациентов (ВСП) «Пациент-ориентированное здравоохранение для жителей Крайнего Севера и Арктической зоны РФ». Он реализуется при поддержке комиссии по здравоохранению общественного совета госкорпорации «Росатом» на средства Фонда президентских грантов. Проект стартовал в 2021 году и теперь выходит на завершающую стадию.

Представители ВСП Светлана Сергеева и Наталья Кичигина побывали в Мурманске и провели совместно с общественной палатой нашей области встречу за круглым столом на тему «Участие общественности в улучшении качества оказания медицинских услуг в регионе». В ней приняли участие эксперты проекта - представители общественности и здравоохранения области.

- ВСП много лет сотрудничает с госкорпорацией «Росатом», одним из разработчиков программы по развитию территорий Крайнего Севера и Арктической зоны, что является одним из государственных приоритетов. Это партнерство с «Росатомом» породило создание такого проекта, - сообщила его координатор Светлана Сергеева. - До этого наша деятельность в основном аккумулировалась в центральных районах страны, где пациентское движение более активно. Разработали проект, нацеленный на территории Севера, Фонд президентских грантов нас поддержал. Его цель - оптимизировать партнерские взаимоотношения пациентского сообщества и органов муниципальной и государственной власти. Основной задачей было найти экспертов в этих регионах и передать им знания и информацию в сфере защиты прав пациентов, общественного мониторинга системы здравоохранения. Для нас очень важно, чтобы в этой деятельности принимали участие не только эксперты, а чтобы выстраивалось взаимодействие с представителями разных структур. Видим, что у вас в этой работе также участвуют и общественная палата области, и профсоюз работников здравоохранения, подключился и региональный минздрав. Очень ценно, что пациентские организации погружаются в проблематику, исходя из действующих нормативов в системе здравоохранения, обсуждают вопросы с ее представителями.

Собравшиеся за круглым столом рассмотрели опыт участия и роль общественности в улучшении качества оказания медуслуг, результаты оценки доступности медучреждений для маломобильных граждан. При обсуждении итогов проекта было отмечено, что региональные эксперты немало сделали для повышения уровня правовой грамотности пациентов. Проведено восемь занятий Школы прав пациентов, три общественных мониторинга, организована работа с обращениями граждан.

- Подготовку наших экспертов мы проводили в Москве, где они с помощью опытных наставников получили знания о пациент-ориентированном здравоохранении Крайнего Севера и Арктической зоны. С этого началась работа Школы прав пациента на территории Мурманской области, отработаны обращения, поступившие от жителей. Самое главное - по результатам общественного мониторинга выработаны рекомендации: что нужно менять и каким образом, - подчеркнула координатор проекта.

Неужели это возможно?

- ВСП объединяет 17 всероссийских общественных организаций хронических больных, в нее входят 200 региональных отделений. Мы ведем большую целенаправленную работу с регионами и федеральными органами власти, чтобы обязательства, которые государство взяло на себя по предоставлению услуг в сфере здравоохранения, выполнялись в полном объеме и надлежащем качестве, - говорит Светлана Сергеева. - Основной наш проект - это «Школа правовой грамотности пациентов». В каждом регионе мы готовим экспертов, которые организуют такие правовые школы, где рассказывают обычным гражданам - пациентам не только о том, на что они имеют право, но и обязанностях, так как это тоже очень важно.

Светлана Сергеева отметила, что исследования, проведенные ВСП, показывают, что у людей зачастую бывают завышенные ожидания от системы здравоохранения.

- Человек видит, как работают коммерческие медицинские структуры, и полагает, что так же должно быть и в государственных, и поэтому предъявляет завышенные требования. При этом многие не знают обо всем, что им положено: например, сроков, в которые должен быть оказан тот или иной вид помощи, того, как защитить свои права... В результате не получают необходимый объем медицинской помощи. Поэтому мы объясняем людям их права как пациентов. Мы не вступаем в конфронтацию с системой здравоохранения. Наша главная задача - это информирование о том, как следует правильно вступать в коммуникацию, если возникла проблема, и какими конструктивными способами - через страховых представителей, главврача, заведующего отделением - ее решить. Когда человек об этом узнает и понимает, на что имеет право, а на что нет, то широко открывает глаза: мол, неужели это возможно?.. Но при этом зачастую остается при мнении, что на практике это нереально. Но наш опыт показывает, что хронические больные, которым нужны и дорогие лекарства, и дорогостоящие исследования, при системной работе реально получают помощь. Главное - знать алгоритм действий. Поэтому информирование людей - одно из наших основных направлений.

Высветить резервы

Вторая задача проекта - это организация общественного мониторинга системы здравоохранения. Эксперты, в том числе Мурманской области, прошли в Москве обучение методикам его проведения.

Одним из объектов экспертного контроля  стали сайты медорганизаций. 

- Здравоохранение многое делает. Несмотря на большие проблемы, которые и ковид показал, оно меняется.

Под эгидой ВСП в рамках проекта также проводился общественный мониторинг работы регистратур - того, как выстроена система функционирования, в том числе горячих линий, колл-центров.

Мониторинг, по мнению экспертов, порой выявлял управленческие проблемы, для решения которых не требуются ресурсы.

- Повысить уровень информирования, ускорить процесс медицинского обслуживания помогает управленческое взаимодействие в поликлинике. Это, казалось бы, мелкие вопросы, но они реально улучшают качество работы медучреждений, - отметила Сергеева. - Наша организация проводит каждый год исследования, и могу сказать, что проблемы одинаковы во всех регионах. Самая актуальная - это нехватка медкадров, но на общественном уровне она не решаема - только на государственном. Разными способами государство пытается ее решать, и здесь роль общественности в том, чтобы постоянно акцентировать внимание на вопросе дефицита кадров.

В завершение работы круглого стола его участники приняли решение о продолжении совместной работы общественности Мурманской области и Всероссийского союза пациентов.

 


источник :  https://www.mvestnik.ru