с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Кодекс понимания
12 Августа 2011 г.

В редакцию газеты «Волжская коммуна» часто обращаются с жалобами на поведение медработников, граничащее с хамством. В основном это касается медперсонала муниципальных поликлиник и больниц. Получив очередное письмо со схожим содержанием, корреспондент «ВК» решила прояснить ситуацию у специалистов.

Особенности профессии


 Житель города Самары, ветеран труда Михаил Еремеев жалуется на медперсонал как в своей поликлинике, так и скорой помощи, которую ему приходится достаточно часто вызывать. В департаменте здравоохранения Самары, как и в областном Минздравсоцразвития, нам ответили, что подобных обращений очень много. Поэтому на уровне Самарской области еще в 2008 году по инициативе министра здравоохранения области была создана комиссия по медицинской этике и разработан Кодекс профессиональной этики медработника. Многие жалобы пациентов направляются на рассмотрение именно туда.
В комиссии, которая состоит из авторитетных медиков губернии и собирается по мере необходимости, разъяснили, что их основная задача - не столько разрешение конкретных ситуаций, сколько просвещение посредством практики и предотвращение подобных случаев в дальнейшем. По словам членов комиссии, основная проблема в том, что многие врачи и медсестры смотрят на пациентов свысока, не учитывая, что это не просто человек, нуждающийся в их помощи, а в первую очередь личность.
«Именно это отношение нужно менять: должно быть равноправие между пациентом и врачом», - считает секретарь комиссии, врач с многолетним стажем Павел Щербаков. Но из собственного опыта он отмечает, что медик в современных условиях порой просто физически не может объективно воспринимать происходящее, не говоря уж об этике. «В муниципальных больницах врачам часто приходится дежурить сутками, а то и по несколько суток, - рассуждает он. - Через тебя проходит поток людей, в котором ты в результате начинаешь видеть лишь поток - и не замечать людей. К тому же при работе за такие гроши у человека складывается мнение, что «дальше фронта не пошлют», а с ним возникает ощущение вседозволенности. И этим можно объяснить нередкую в наше время грубость со стороны медперсонала в наших малобюджетных поликлиниках и больницах».
Как отмечают члены комиссии по медицинской этике, как бы ни старались мы призывать к высоким понятиям (этика, совесть, клятва), основа большинства проблем - государственная бедность и отсутствие конкретных механизмов воздействия.

Добро пожаловаться
 Но как же быть Михаилу Еремееву, которому грубо ответили в регистратуре поликлиники, и приехавший на «скорой» врач вместо слов понимания и поддержки посоветовал посмотреть в паспорт и не жаловаться на боли в голове и суставах, а также многим другим недовольным отношением к себе медработников пациентам?
В департаменте здравоохранения Самары нам сообщили, что «во всех муниципальных лечебно-профилактических учреждениях города уже созданы этические комиссии, которые осуществляют свою деятельность по мере необходимости».
 Если гражданин недоволен оказанными услугами, в горздраве советуют обратиться:
 устно к администрации ЛПУ (заведующим отделениями, заместителям главного врача, главному врачу) или письменно на имя главного врача учреждения. Можно позвонить в департамент здравоохранения по телефону 333-33-43 или написать письмо на имя руководителя департамента здравоохранения городского округа Самара В.И. Кириллова.
 «Обращения, направленные в департамент здравоохранения, поступают в отдел экспертизы качества медицинской помощи. В лечебных учреждениях запрашивается необходимая медицинская документация, которая анализируется сотрудниками отдела, по результатам делаются соответствующие выводы».
 На вопрос корреспондента «ВК», что такое врачебная ошибка и кто определяет, виновен или невиновен медицинский работник в возникшей в результате лечения болезни, инвалидности или смерти пациента, специалисты департамента ответили: «В случаях, требующих детального разбора, формируются комиссии из специалистов департамента здравоохранения и специалистов ЛПУ, члены которой выносят решения об обоснованности жалоб. Если по заключению комиссии жалоба признается обоснованной, к медицинским работникам применяются меры административного воздействия. Пациенты или их законные представители вправе обратиться с заявлением в следственные органы или с исковым заявлением в суд».
 По словам министра здравоохранения Самарской области Геннадия Гридасова, воспитательный фактор, когда уважаемые врачи и сестры собираются и обсуждают своего коллегу по этическим и другим моральным аспектам, воздействует очень эффективно. «Поэтому, - отмечает он, - комиссии по медицинской этике должны быть во всех лечебных учреждениях области и города».
Главврачи большинства больниц города и области считают, что все зависит от культуры воспитания и этических норм конкретного человека, как врача, так и пациента. «Кодекс профессиональный и человеческий, каким бы он ни был на бумаге, формируется внутри нас, и именно он сдерживает от грубости и хамства в непростых ситуациях, заставляет уважительно и с пониманием относиться к каждому пациенту и мириться со сложностями профессии», - сходятся они во мнении. Медработники же городских больниц отмечают: «Пациенты тоже должны осознавать, что у нас сотни таких же больных, нуждающихся в помощи, и медработники такие же обычные люди, поэтому чуточку уважения и терпения порой являются лучшим стимулом к работе».

 

источник :                                                                                                                вернуться в раздел новостей

http://vkonline.ru/article/122376.html