с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Почти треть населения недовольна качеством медицинской помощи
05 Декабря 2013 г.

Кто отвечает за это качество и как его повысить — эти вопросы обсуждались на пленарном заседании в рамках VI конференции «Медицина и качество», которая завершилась в Москве.

 

«Почти 30% населения недовольны качеством оказания медицинской помощи. Это очень много», — заметил Леонид Рошаль. По его словам, проблема номер один — это недостаток кадров. Оптимизацией разрушили санитарно-эпидемиологическую службу. Теперь оптимизация затронула Росздравнадзор. «Назовите другое государственное учреждение, которым годами руководит врио», — предложил Рошаль и с сожалением заметил, что у Росздравнадзора отобрали ряд функций.

Недостаток полномочий у этой службы — вторая проблема. По крайней мере, полномочия Росздравнадзора по контролю за лекарственными средствами уступают его полномочия по контролю за продуктами. Проводить внеплановые проверки, без согласования с прокуратурой — эти предложения звучат все чаще и находят поддержку в медицинском сообществе.

225 уголовных дел

Впрочем, проверок со стороны Росздравнадзора в этом году было проведено свыше тысячи, из них 47% — внеплановые. Среди нарушений лидируют нарушения в плане оказания доступной и качественной медицинской помощи (63%) и медицинское вмешательство без информированного согласия пациента (17%). А в 73% случаев выявлены нарушения в проведении самих проверок.

Интересную статистику представила С. Григорьева, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законов по защите интересов государства и общества Генеральной прокуратуры РФ, рассказавшая, что за истекший период возбуждено 225 уголовных дел. «Если перечислять все уголовные дела, оптимизм медиков значительно поугаснет», — заметила она. Тем не менее, рассказала о наиболее «популярных» нарушениях, сопроводив их примерами из жизни.

Львиная доля нарушений связана с неправомерным расходованием бюджетных средств и невыполнению работ по контракту. Так, в Карачаево-Черкессии были выявлены нарушения в поставке оборудования для службы крови. В прошлом месяце вступил в силу приговор в отношении заместителя начальника департамента здравоохранения Белгородской области, которым была завышена сумма на приобретение высокотехнологичного оборудования. В Курганской области не использовалось 228 единиц закупленного медицинского оборудования. Впрочем, у подобного нарушения часто имеется объективная причина —отсутствие соответствующих помещений.

Имеются нарушения в организации скорой помощи, которая зачастую не укомлпектована необходимыми лекарствами и оборудованием. Не всегда соблюдаются права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Не соблюдаются требования по охране здоровья детей — чаще всего это проявляется в виде несвоевременного осмотра узкими специалистами детей первого года жизни. Главврач республиканской детской больницы в Чечне был уволен за неиспользование рентгена, аппарата искусственной почки, высокотехнологичного оборудования. Причем первое требование прокуратуры устранить нарушения, было им проигнорировано.

Впрочем, проверки были направлены не только на защиту прав пациентов, но и медиков. В результате были удовлетворены права медицинских работников Республики Саха (Якутия), Приморского края, Костромской области и некоторых других регионов на дополнительные выплаты. В Красноярском крае 60 фельдшеров, благодаря вмешательству прокуратуры, также получили дополнительные выплаты.

И все же основные жалобы, по словам С. Григорьевой, — на необоснованное завышение цен и ненадлежащее качество оказанной медицинской помощи.

Жаловаться надо в страховые компании

«Жалобы на некачественную медицинскую помощь имеют тенденцию к снижению», — считает Наталья Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Тем не менее, и по ее словам, количество обоснованных жалоб немалое, а лидирует в этом рейтинге Дальневосточный федеральный округ.

«Застрахованное население в первую очередь должно обращаться в страховые медицинские организации, — считает глава ФОМС. — Подобные случаи должны быть тщательно разобраны во избежание их повторения».

Для этого, по ее мнению, необходимо предусмотреть единый механизм проведения контроля во всех субъектах РФ. Собственно уже создан единый федеральный реестр экспертов медицинской помощи, доступный всем участникам, пользующимся этой системой. И при сложной экспертизе качества он позволяет приглашать экспертов из других субъектов РФ для более объективного разбора сложных случаев. Контроль направлен на обеспечение бесплатной медицинской помощи в объеме программы ОМС и на достижение эффективности и рациональности использования финансовых ресурсов. Чаще всего проводится медико-экономический контроль, его прошли 463 млн. счетов. В этих контролирующих мероприятиях кадры — также один из ключевых вопросов. «Поэтому впервые основные требования к экспертам были закреплены законодательно, — поясняет Н. Стадченко. — У нас проводят экспертизу 2 тысячи кандидатов медицинских наук, более 600 докторов медицинских наук и практически все врачи имеют квалификационную категорию».

 Как повысить качество медицинской помощи?

Понятно, что этот вопрос ключевой. Он звучал и на пленарном заседании, и на брифинге, состоявшемся после. Еще ужесточить контроль? Но контроль ради контроля не имеет смысла. Врио Росздравнадзора Михаил Мурашко, на примере статистики младенческой смертности показал, что в рамках даже одного федерального округа эти показатели в разных регионах различаются в два раза. Необходимо выяснять причины каждого случая и контролировать каждый показатель.

Повышение качества медицинской помощи невозможно и без изменения в подготовке специалистов. «В подготовке есть проблемы, — считает Петр Глыбочко, ректор Первого МГМУ им. Сеченова, главный внештатный специалист по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава РФ. — Во всем мире специалистов готовят на симуляторах, а мы по-прежнему — на пациентах и животных. Мы поставили телегу впереди лошади. Телега хорошо оснащена, только тащить ее некому. Врач должен учиться всю жизнь, но пока остаются вопросы: «Как? Где? Каким образом?» Наше медицинское профессиональное образование отстает от Европы лет на десять — и по форме, и по содержанию.

А, по мнению, директора ФГБУ «Научный Центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова» Геннадия Сухих, сегодня мы застряли на бюрократической модели организации здравоохранения: очень много приказов, распоряжений, постановлений. Это неизбежный этап, но который надо поскорее пройти.

 


 

источник :  ria-ami.ru

вернуться в раздел новостей