с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Объективная проблема
17 Декабря 2013 г.

На этой неделе прокуратура Удмуртии решит, какие санкции применить к руководству одной из детских поликлиник Ижевска, установившему в кабинетах педиатров камеры видеонаблюдения. Такую меру администрация поликлиники объяснила заботой о безопасности детей и медиков: дескать, одних надо ограждать от педофилии, а других – от неадекватных пациентов и их родителей. Дети проходить осмотр под объективами категорически отказываются, а их родители видят в установке камер нарушение врачебной тайны. Медики же убеждены, что установка видеонаблюдения – это давление на них: дело в том, что именно в этой поликлинике сосредоточилось «ядро» местного медицинского профсоюзного движения, которое активно участвует в митингах и забастовках.


Житель Ижевска Линар Байкузин привел своего 15-летнего сына Артема к участковому педиатру 10 декабря. Еще не раздевшись, подросток заметил под потолком кабинета камеру видеонаблюдения и поинтересовался у врача Эллины Останиной, с чем связан столь пристальный контроль. Оказалось, что аналогичные устройства есть во всех педиатрических кабинетах 9-й поликлиники, а также соседней 8-й, и сами медики от такого внимания к своей работе совсем не в восторге. Юноша категорически отказался раздеваться, сочтя осмотр в подобных условиях унизительным.

Все это Линар Байкузин излагает в своем обращении к прокурору Удмуртской Республики Сергею Панову. Как сказано в документе, оставив сына в распоряжении врача, мужчина отправился за разъяснениями к главной медсестре поликлиники Алевтине Ившиной. «Заведующая сказала мне, что камеры установлены для нашей же безопасности на основании федерального закона, однако пояснить, каким образом видеосъемка и видеозапись приема пациентов способствует их безопасности и как называется закон, на который она ссылается, – не смогла», – говорится в жалобе. Сотрудники поликлиники рассказали г-ну Байкузину, что съемка транслируется в кабинет главврача Надежды Красновой и завхоза. «Таким образом, можно считать уже свершившимся факт нарушения статьи 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» – о соблюдении врачебной тайны», – убежден Линар Байкузин, который в своей жалобе отмечает, что никаких объявлений о том, что ведется съемка, в медучреждении не обнаружил. По его словам, чиновники подвергли детей «серьезному риску, создав условия для возможного попадания видеозаписей медицинского приема детей в чужие руки», и сделали они это, скорее всего, из-за корыстной заинтересованности: по примерным подсчетам г-на Байкузина, камеры обошлись бюджету примерно в 100 тыс. рублей.

Правоохранители на самоуправство администрации 9-й поликлиники уже среагировали, рассказала «НИ» педиатр Эллина Останина. По ее словам, в понедельник камеры в кабинетах еще были, однако после пятничного визита сотрудников прокуратуры мониторы, по которым главврач и завхоз наблюдали за происходящим в кабинетах, решено было отключить: «Сегодня также приходил сотрудник прокуратуры, считал количество камер. Говорят, что результат проверки будет в течение десяти дней. Пока собираем у родителей подписи».

Педиатр Останина утверждает, что у врачей не то что не спрашивали согласия на установку камер – их даже не предупредили о том, что это произойдет: «6 декабря я пришла на работу, начала переодеваться, смотрю – висит камера. Оказалось, ночью они появились во всех коридорах и педиатрических кабинетах. Когда я спустилась в регистратуру, оказалось, что прием мы вели, как в цирке: все бурно обсуждали онлайн-трансляцию».

Среагировав на возмущение медиков, руководство поликлиники решилось на еще более странный жест – врачам выдали ширмы, чтобы камеры в кабинетах вроде бы остались, но ничего непристойного не фиксировали. «Утверждают, что камеры установили в трех целях: безопасность врача, безопасность пациента и избежание конфликтов. Но то, что происходит за ширмой, камера все равно не зафиксирует – как можно будет судить о безопасности. И как решать конфликты – не понятно: камеры без звука, а по губам читать никто не будет», – возмущается г-жа Останина. По ее предположению, истинная цель установки камер – слежка за врачами: «Весной у нас была итальянская забастовка (форма протеста, когда люди предельно строго выполняют должностные инструкции, парализуя таким образом рабочий процесс. – «НИ»). Мы добивались либо соблюдения нормативов, либо дополнительной платы за переработки. В ноябре провели митинг, написали открытое письмо министру Веронике Скворцовой. Я считаю, это репрессии именно в отношении врачей». Настораживает Останину и то, что камеры есть только в кабинетах у педиатров, а врачи-специалисты оказались вне поля зрения «большого брата».

Комментарий руководства ДГП № 9 «НИ» получить не удалось: секретарь главврача Надежды Красновой сначала пояснила, что та – на совещании, а затем – что не появится на рабочем месте до конца дня. Заместители г-жи Красновой от комментариев отказались, перенаправив «НИ» в ее приемную. Заместитель министра здравоохранения Удмуртской Республики Людмила Гузнищева заявила местным СМИ, что установку камер в поликлинике с региональным Минздравом никто не согласовывал и что ведомство проводит по факту инцидента служебную проверку.

Законодательному положению о врачебной тайне сама видеосъемка не противоречит, однако она должна производиться только с согласия пациента, убежден в беседе с «НИ» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. «Здесь та же противоречивая ситуация, что и с медицинскими картами: их держателем является медучреждение, но распоряжаться информацией, которая в них содержится, может только пациент. Так и записи этих камер должны принадлежать только пациентам».

 


 

источник :  www.newizv.ru

вернуться в раздел новостей