Генеральному прокурору
Российской Федерации
Чайке Ю.Я.
Председателю
Счетной палаты Российской Федерации
Т.А. Голиковой
К сведению:
Министру здравоохранения
Российской Федерации
Скворцовой В.И.
Прошу рассмотреть признаки нарушения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь и ее доступность и пресечь нарушение их прав.
На сайте Департамента здравоохранения Москвы1 опубликована следующая информация:
«В отношении сотрудников ГКБ № 63 имени М.П. Кончаловского обеспечено строгое соблюдение требований трудового законодательства Российской Федерации. Преемником ГКБ № 63 имени М.П. Кончаловского является ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова, соответственно сотрудники, которые перейдут в штат ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова будут трудоустроены согласно новому штатному расписанию..
Что касается недвижимого имущества ГКБ № 63 – оно является объектом концессионного соглашения. Городская клиническая больница №63 является собственностью города Москвы и передается в концессию на 49 лет в соответствии с соглашением. Концессионное соглашения от 14.05.2013г. на реконструкцию и эксплуатацию объекта здравоохранения Городская клиническая больница №63 расположенного по адресу, ул. Дурова, д.26, заключено с ЗАО «Юропикан Медикал Сентер» по результатам проведенного конкурса. Целью данного соглашения является улучшение материально- технической базы медицинских организаций, снижение бюджетной нагрузки на содержание объектов государственной системы здравоохранения города Москвы.
В рамках данного проекта планируется за счет средств инвестора организация на территории четырех медицинских центров, а именно Центра позиционно-эмиссионной томографии (ПЭТ-Центра), Центра эндоваскулярной хирургии, Перинатального центра и Реабилитационного центра.
После завершения реконструкции концессионер обязуется обеспечить оказание медицинских услуг населению, в том числе рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи в городе Москве.
Для сохранения медицинской помощи, оказываемой на бесплатной основе, одним из требований, включенных в конкурсную документацию, является условие по оказанию медицинских услуг населению по полисам обязательного медицинского страхования, в объеме не менее 40%».
Из сказанного следует, что ГКБ № 63, как юридическое лицо, прекращает оказание медицинской помощи гражданам, что вызывает ряд нарушений правовых норм.
Так, основной целью создания государственных учреждений здравоохранения согласно их уставам и приказам о создании является обеспечение выполнения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Целью ГКБ № 63 так же является оказание помощи населению, что записано в ее Уставе (аналог Устава http://www.mdgkb.pro/img/attach/59_Устав
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Данная норма Конституции РФ непосредственно указывает на организационно-правовую форму, где реализуется право на бесплатную медицинскую помощь: эта форма - государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, к которым относится и ГКБ № 63.
Прекращение государственным учреждением осуществления медицинской деятельности лишает граждан права на получение бесплатной помощь в данном государственном учреждении, порождая декларативность конституционной нормы: государственное учреждение здравоохранения есть, но помощь в нем получить нельзя.
Таким образом, нарушаются:
а) ст. 41 Конституции РФ в части невозможности реализовать право на получение бесплатной медицинской помощи в государственном учреждении;
б) устав и приказ о создании государственного учреждения здравоохранения, которое с возникновением концессии не может выполнить поставленные перед ней уставные цели по оказанию медицинской помощи, а значит его лицензия на медицинскую деятельность должна быть отозвана, а само учреждение должно быть ликвидировано (поскольку его деятельность не соответствует целям создания), для чего должны иметься законные основания, к которым создание концессии не относится;
в) смысл понятия «больница», поскольку в данном случае больница не оказывает медицинскую помощь людям, что противоречит смыслу слова «больница»;
г) доступность медицинской помощи согласно ст. 10 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан», где сказано, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации (кадры из ГКБ № 63 переведены в другую больницу, удаленную от ГКБ № 63);
возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с федеральным законом (невозможно выбрать, если нет полностью бесплатной помощи);
предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного (а не 40%) оказания гражданам медицинской помощи;
установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения (при создании ГКБ № 63 потребность была признана, люди в ней лечились и сейчас, о перерасчете потребностей ничего не известно, и на базе больницы создаются медицинские центры, что указывает на сохранении потребности — тогда, на каком основании ГКБ закрыта?).
Следует отметить, что в год десятки тысяч людей получали медицинскую помощь бесплатно в ГКБ № 63. Теперь объявлено, что лишь 40% помощи будет оказываться бесплатно. Это следует расценивать, как прямое нарушение прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, и создание препятствия в реализации этого права, поскольку оплату 60% помощи следует расценивать, как препятствие в получении помощи.
В то же время, ГКБ № 63 отнюдь не самая бедная и не самая старая больница города Москвы. Еще в 2013 году в ней шли тендеры 2 на ремонт водопроводов, кровли и т. п. То есть больницу отремонтировали за счет бюджета, а потом отдали в пользование частному бизнесу, чтобы он зарабатывал деньги на болезнях людей. Трудно поверить в то, что у самого бюджета Москвы (столицы России) не было денег на инвестиции, если была в них необходимость, и это при том, что любое юридическое лицо, в частности и государственное учреждение, вправе само с согласия собственника, не создавая концессий, брать кредиты и привлекать инвестиции. В возникшей же ситуации городская больница, созданная для оказания бесплатной медицинской помощи вдруг оказывается в управлении частной компании, которая бесконтрольно (не существует специального контрольного органа, способного отследить объем и деление платных и бесплатных услуг) будет оказывать платные услуги населению, используя ОМС, как приманку. Рассуждение о снижении бюджетный нагрузки являются ложными, поскольку это будет ничто иное, как перенос нагрузки с бюджета города на плечи больных граждан, которые уже заплатили налоги (которые гарантируют бесплатную помощь в случае болезни). Более того, со временем, частный капитал станет диктовать свои условия работы, включая рост цен на свои услуги и их навязывание для извлечения прибыли, а так же будет получать средства из нескольких источников за одну и ту же услугу (например, из ОМС, платно и из бюджета), - тем самым увеличивая нагрузку и на бюджет.
Объявление Мэра Москвы С.С. Собянина 3 о готовящейся новой концессии на базе еще одной больницы города ясно указывает, что описанные выше нарушения превращаются в систему и направлены на прямое сокращение объемов бесплатной медицинской помощи населению, то есть на нарушение их прав на бесплатную помощь.
Согласно ч.2 ст. 9 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. В частности, ст. 293 УК РФ говорит, что преступлением является неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, к которым безусловно относится право граждан на бесплатную медицинскую помощь.
На основании изложенного ПРОШУ:
Отменить концессионное соглашение в силу его изначальной неправомерности со стороны Правительства города Москвы;
Принять меры к недопущению новых подобных нарушений.
Президент "Лиги пациентов" А.В. Саверский
1http://www.mosgorzdrav.ru/mgz/komzdravsi
2http://findtenders.ru/tenders/tendery-ko
3 http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/1
источник : saversky.livejournal.com