с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Государственная Дума, Малый зал 17 февраля 2014 года. Из доклада Колесникова Сергея Ивановича
21 Марта 2014 г.

Слово предоставляется Колесникову Сергею Ивановичу – члену президиума Российской академии медицинских наук. Долгое время он был нашим коллегой, был в этих стенах. Пожалуйста, Сергей Иванович.

 

Колесников С.И. Спасибо, Михаил Васильевич.

Уважаемый Сергей Михайлович, Мы знаем несколько сфер социального выравнивания, от которых зависит социальная справедливость и я сейчас попытаюсь изложить несколько постулатов, которые, как мне кажется, очень важны для такой сферы социального выравнивания, как здравоохранение.

Мы сейчас стремимся копировать тот капитализм, которого уже нет. И мы очень хорошо доказали, как верна шутка, которая высказана 40 лет назад Джеком Таннером : "Ничто не могло бы больше дискредитировать капитализм, чем желание русских его испробовать".

Так что предсказано все всё нормально, но из этой реализации капитализма в России рождаются ошибочные посылки правительства в планировании и развитии здравоохранения в России.

Первое заблуждение. "Система здравоохранения – это рыночная система". Это грубая ошибка, потому что это не рыночная система, это система социального выравнивания, социальных компенсаций в стране с резкой дифференциацией доходов и 30% бедного населения.

Второе заблуждение. "Система здравоохранения в России должна быть дешевле, чем в развитых странах". Ещё одна грубая экономическая ошибка, потому что сегодня глобальное выравнивание цен, глобальное выравнивание, дай-то бог и зарплаты когда-нибудь , это глобальное выравнивание цен на оборудование, коммунальные услуги и на всё остальное, и дешевле чем в других странах никак быть не может. Не может быть "Low cost and high quality", то есть низкая цена и очень высокое качество.

Третья ошибочная посылка, что система ОМС в состоянии покрыть все затраты на медицинскую помощь. Это невозможно, потому что сегодня ОМС составляет 42% консолидированного бюджета здравоохранения и чтобы выйти на одноканальное финансирование, мы должны поднять страховые платежи в ОМС примерно до 13-15 процентов от фонда зарплаты. Сегодня, как, вы наверное, помните, 5,1 процента.

Четвертая ошибка. Кризис в России в социальной сфере имеет те же особенности, что и в государствах западного мира, которые переживают период после "общества всеобщего благоденствия" (т.е. золотого миллиарда) и оно существовало до 90-х годов, а потом начался его кризис. Но оно потому и названо было обществом всеобщего благоденствия, потому что подушевые траты на социальные программы составляли от 8 до 12 тысяч долларов на человека в год. Из них на здравоохранение эти траты составляли примерно от 2,5 тыс. долларов в новых странах Восточной Европы до 8 тысяч в Соединенных Штатах на душу населения в год. Напомню, что наши траты составляли в прошлом году всего 650 долларов. Так что мы не достигли даже минимального уровня, которого необходимо достичь, а пытаемся следовать тем канонам, которые сейчас исповедует западный мир, снижая за 10 лет на 30 процентов социальные траты. Это категорически неверная посылка.

Ну а чтобы достичь приемлемого уровня здравоохранения,(и это ВОЗовские стандарты и расчёты экономистов. На плато нормального оказания медицинской помощи система выходит только тогда, когда подушевые затраты на человека составляют более 1300 долларов на душу населения. Напоминаю, у нас эти траты – менее 700 долларов на душу населения. Мы в два раза пока не дотягиваем до тех минимальных стандартов, которые нам нужны. Да и закона у нас о стандартах нет, как вы знаете. Он в Думу был внесён в 2003 году и, к сожалению, там же и помер. А там должны быть заложены и минимальные подушевые затраты затраты на здравоохранение.

И последняя неверная посылка, что системы социального выравнивания, такие как здравоохранение, могут быть проигнорированы в России (у нас как всегда особый путь) и нам за это ничего не будет. Но когда мы говорим о стабильном развитии нашей страны, если мы не изменим эти пять ошибочных посылок, мы не будем иметь социальной стабильности и, соответственно, стабильное развитие государства невозможно. Тем более что сейчас происходит довольно кардинальное изменение законодательства в социальной сфере. Если вы посмотрите, я не буду тут детально объяснять, кто захочет, может взять эту презентацию, но это те законы, которые интерферируют в сфере организации здравоохранения, но есть еще и пенсионное законодательство, жилищное, образование и др.

То есть это очень сложный сейчас процесс, многие законы противоречат друг другу, что создает удобное поле для завуалированного снижения социальных трат, и задача, нашей экспертной системы и парламента: наконец-то привести их в единый кодекс, который бы регулировал нашу сферу.

И несколько слов насчёт расходов. Посмотрите, что планировалось год назад в бюджетах до 2015 года. Это довести примерно до 3 триллионов руб. в 2015 году расходы на здравоохранение, причём федеральная часть бюджета прогрессивно сокращается. Мы тогда ещё протестовали против этого, но что же произошло сейчас в бюджете на 2014-16 годы? Ещё хуже параметры заложены, то есть фактически мы начинаем сокращать бюджет здравоохранения, не понимая, что это отзовётся достаточно серьёзно на общественном мнении. И уже есть первые ласточки, потому что Союз пациентов России написал письмо Медведеву о том, что же Вы творите? Вы понимаете, что оставляете без лекарственной помощи и медицинского обеспечения пациентов, которые просто умрут.

Дальше система протеста будет нарастать, потому что есть ряд ошибочных решений по включению в ОМС высокотехнологичной помощи, по лекарственному обеспечению, по скорой помощи – всё пытаются засунуть в ОМС. Это позиция правительства и Минфина, которая полностью противоречит тому, что декларирует президент в своих указах мая 2012 года. Получается, что в России есть два центра власти. Один говорит о развитии социальных программ, другой идёт по либеральной модели, сокращая эти затраты. И это надо чётко понимать, и если не будет давления с нашей стороны, то возобладает курс на платное здравоохранение. Хотя мы и пишем, что экспертный совет не выполняет политических целей, он выполняет политические цели, потому что это социальная политика, и она проводится государственными органами власти, в том числе при содействии и под давлением населения.

 


 

источник :  www.spravedlivo.ru

вернуться в раздел новостей