§

Новости

Счетная палата вновь раскритиковала работу Минздрава
31 Июля 2014 г.

Счетная палата недовольна работой Минздрава и советует ведомству обеспечить запланированный рост зарплаты медработников, проанализировать обоснованность сокращения коечного фонда больниц, а также провести оценку деятельности страховых организаций и обоснованности штрафных санкций, которые они налагают на больницы.

 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела результаты 9 контрольных мероприятий, посвященных исследованию формирования, финансового обеспечения и реализации федеральной и региональных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и базовой программы ОМС.  

Как отметил докладчик, аудитор Александр Филипенко выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества. 

По итогам 2013 года сокращено 76 поликлинических учреждений и 302 больницы. В государственных больницах сокращено 35 тысяч коек. В селах за 2013 год сократили 14 тысяч коек – 4,5%. 

При этом объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд рублей - выявлен рост на 12% больных, пролеченных в стационарах платно. 

«Это те же государственные лечебные учреждения, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, тем самым ограничивается доступность помощи в рамках ОМС. Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Петербурге и Республике Татарстан», - отметил Александр Филипенко. 

(Почему Минздрав призывает увеличить количество платных услуг в больницах, читайте здесь) 

Особую озабоченность Счетной палаты вызывает сокращение числа врачей, работающих в государственных медорганизациях, на 7,2 тысяч человек. В первую очередь, меньше стало врачей клинических специальностей – на 5,1 тысяч человек. На 3,6 тысяч человек сократилось число средних медработников. В Волгоградской области из государственного здравоохранения ушло 1,3 тысячи врачей. Из государственных медорганизаций Республики Татарстан ушло около 1,2 тысяч среднего персонала. 

При этом, как отмечает Счетная палата, в 2013 году оплата труда за 1 час работы медиков практически не выросла. Более того, в 1 квартале 2014 года по сравнению с 1 кварталом 2013 года в 21 регионе зарплата врачей федеральных медорганизаций снизилась на 2-17% вследствие снижения в 2014 году их финансирования. Также отмечено, что разброс уровня зарплаты по сопоставимым регионам достигает 40%. 

(Сколько, по мнению Терфонда ОМС, получает сейчас петербургский врач, узнайте здесь) 

Еще одна проблема – распределение объемов медпомощи между организациями. Аудит выявил случаи необоснованного их занижения и завышения. Это формирует риски приписок в целях получения денег. Такие перекосы наблюдаются в Петербурге, Томской и Новосибирской областях. Счетная палата требует усиления контроля за деятельностью комиссий и разработки единых региональных критериев распределения объемов медпомощи.  

Счетная палата коснулась и вопроса работы страховых организаций. Всего в России функционирует 61 страховая медорганизация с общим объемом собственных средств более 28 млрд руб. В 2013 году  по сравнению с 2012 годом средства на ведение их дел увеличились на 3 млрд. рублей или на 14%. Аудит выявил, что страховщики наложили штрафы на медорганизации на сумму более 18 млрд рублей, а также в 2013 году в связи с удержанием и отказами в оплате медпомощи медорганизации не получили более 19 млрд рублей. Основная причина отказов - несоблюдение стандартов. При этом, как отметили в Счетной палате, стационарные стандарты есть только на 17% заболеваний, а порядок выявления дефектов и нарушений Федеральным фондом не установлен. Чтобы выявить целесообразность отказов от оплаты медпомощи, Счетная палата направит письмо в Центробанк и в Росздравнадзор для проведения проверки.  Как отмечают в Счетной палате, Минздрав все еще не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи.  

(Как к страховым организациям относятся в Минздраве, узнайте здесь) 

Также Минздрав должен проводить мониторинг территориальных программ госгарантий, однако они сформированы с нарушениями законодательства. Например, в 2013 году в программах 20 регионов, а в 2014 году - 5 регионов, отсутствует перечень льготных лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам бесплатно или с 50% скидкой, в том числе в Петербурге. Также в программе Петербурга, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Курганской области отсутствует перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни. И только одна территориальная ПГГ Ставропольского края на 2014 г. содержит порядок и размер возмещения расходов, связанных с оказанием экстренной медпомощи. 

Счетная палата обнаружила, что проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. Например, по итогам 2013 года стоимость вызова скорой медпомощи в Тамбовской области - 1 тысяча рублей, а в Северной Осетии  - 3,5 тысяч рублей. С 2014 года 459 видов ВМП перешли в ОМС. Но в отличие от федеральных учреждений, где стоимость ВМП утверждена приказом, регионы формировали тарифы самостоятельно при отсутствии федерального регулирования. В итоге стентирование коронарных артерий в Липецкой области (45 082 рублей) в 3 раза дешевле, чем в соседней Тамбовской (159 373 рублей), а химиотерапия в Красноярском крае (83 112 рублей) в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском (28 853 рублей). Прием врача-онколога в Костроме стоит 750 рублей, а в Челябинской - 250 рублей.

Стоимость лечения 1 больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медицинской помощи не утверждены, в Приморском крае в 2 раза ниже, чем в Кемеровской области (16 942 рубля и 30 292 рубля соответственно), аппендицита – на 22,4% (21 523 рубля и 26 340,9 рублей соответственно). 

Таким образом, Счетная палата отмечает отсутствие должного контроля со стороны Минздрава и Фонда обязательного медицинского страхования за реализацией программ, несовершенство нормативной правовой базы и считает необходимым внести изменения в федеральную и территориальные ПГГ, а также в короткие сроки утвердить стандарты, рассчитать их стоимость и сформировать на их основе финансовое обеспечение ПГГ. Кроме того, необходимо обеспечить в соответствии с Указом Президента запланированный рост зарплаты медработников, провести анализ обоснованности оптимизации сети лечебных учреждений, провести оценку деятельности СМО и обоснованности штрафных санкций, отказов в оплате и разработать единые критерии деятельности экспертов. 

По итогам рассмотрения Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления министру здравоохранения, председателю Федерального ФОМС и руководителям проверенных регионов, информационные письма - зампреду правительства Ольге Голодец и полпредам Президента в федеральных округах, также письма - в Росздравнадзор, Центробанк и Минфин, материалы мероприятия - в Генеральную прокуратуру, доклад о результатах – Президенту, а также отчеты – в Государственную Думу и Совет Федерации.

 


 

источник :  doctorpiter.ru

вернуться в раздел новостей