§

Новости

«Я не хотел бы лечиться у врача, которого обязали работать на этом месте»
03 Августа 2015 г.

Общероссийский народный фронт (ОНФ) предлагает бороться с дефицитом медицинских кадров административными методами. В частности, «временно, на период реформирования здравоохранения», вернуться к системе обязательного распределения молодых специалистов после окончания медицинских учебных заведений. Это предложение было подготовлено членами столичного штаба организации среди прочих идей по улучшению системы здравоохранения в России. Они будут обсуждаться на форуме ОНФ по вопросам здравоохранения, который запланирован на начало сентября.

 

Идея распределения выпускников-бюджетников обсуждалась и на состоявшемся в мае съезде Национальной медицинской палаты. По словам президента НМП, главы Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, идею поддержали 90% участников съезда. Сам он в свое время начинал работать по распределению, и уверен, что это дало ему возможность многому научиться.

Позиция Минздрава

Медицинские вузы системы Минздрава ежегодно заканчивают более 25 тыс. человек. Около 21 тыс. из них обучаются за счет средств федерального бюджета. Действующее законодательство об образовании не предусматривает распределения выпускников. Нужды регионов должен покрывать целевой прием – обучение за счет заинтересованного в будущем выпускнике местного органа здравоохранения, который заключает с ним индивидуальное соглашение под конкретное рабочее место. Такая практика существует давно. А детально целевая подготовка была  прописана во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с заявками регионов, Минздрав ежегодно устанавливает квоту на целевой прием всем 46 подведомственным вузам. Эта квота традиционно достаточно высокая – в среднем для целевого набора выделяется более 50% бюджетных мест для подготовки специалистов по необходимым регионам специальностям.

Тем не менее, Минздрав также ратует за возврат советской системы государственного распределения выпускников.Иначе несколько регионов останутся вообще без врачей, заявила, выступая в Общественной палате в конце прошлого года, директор департамента кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова. Отсутствие послевузовского распределения она назвала одной из главных проблем ведомства. Большинство специалистов пытаются остаться в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, при этом во многие дальние регионы не хотят ехать даже украинские врачи-беженцы. «Патологоанатомы, наркологи, реаниматологи, гинекологи, многие другие специальности, которых не хватает… Я знаю регион, где просто не делают операций, потому что у них уже нет анестезиологов», – рассказала Семенова.

«Сейчас выпускники нужны только, как рабочая сила, и они это прекрасно понимают»

По мнению доцента кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заместителя главного редактора журнала «Медицинская сестра» Ирины Островской, распределение могло бы стать одним из путей решения проблемы кадрового дефицита. Но «это палка о двух концах». «Надо быть готовым к тому, что это вызовет возмущение, поэтому государство должно заранее  предпринять такие действия, чтобы распределение было не столь травматично, – считает эксперт. – Во-первых, новый порядок нельзя распространять на уже обучающихсястудентов, о том, что после получения диплома придется ехать по распределению, они должны знать изначально. Во-вторых, работа по распределению должны быть привлекательна для людей. Мы в свое время получали подъемные, многим давали квартиры. Мне с красным дипломом при распределении досталось только 0,75 ставки, и я очень старалась держаться за это место».

С другой стороны, отмечает Островская, в крупных городах, где нет кадрового дефицита, для кого-то распределение может стать благом.«В той же самой Москве, где с рабочими местами очень плохо, некоторые выпускники, может, были бы счастливы получить распределение, –  считает она. –  Вот у нас в следующем году выпускаются бакалавры, так им вообще некуда идти работать. И в этом году три девочки уже просто перешли в медучилище. Потому, что после СПО (среднее профессиональное образование) они еще могут найти работу. А после бакалавриата нет, потому, что в документах нет соответствия их образования определенным должностям, которые они могут занимать».

Советская система распределения, конечно, тоже была способом «затыкания дыр», но в то же время не оставляла молодого специалиста одного со своими проблемами, говорит преподаватель одного из региональных медвузов. «В Союзе за выпускников в течение первых трех лет отвечал вуз, – напомнила она. – Для них устраивались выездные семинары, лекции, власти интересовались их бытом, условиями труда, а сейчас выпускники нужны только, как рабочая сила, и они это прекрасно понимают. Стимулов работать в первичном звене у молодого врача вообще нет никаких. В поликлиниках рутина, бумаготворчество, все это отбивает руки. Когда-то, когда я начинала после института работать на участке, я выписала один дорогостоящий препарат в большом количестве. Да, главный меня тогда отругал, но на этом инцидент был исчерпан. А сейчас я знаю ситуацию, когда врача – вчерашнего выпускника с мизерной зарплатой заставили выплатить стоимость препарата. А чего стоят штрафные санкции от страховщиков – наши выпускники говорят, что только из-за одного этого уже не стоит идти работать в поликлинику». 

«Для тех, кто поступал по конкурсу, это было бы несправедливо»

Сами студенты-медики никуда «распределяться» не хотят.«Надеюсь, что если обязательное распределение и введут, то на нас оно распространяться не будет, только на вновь поступающих, –  говорит студентка одного из московских медвузов Анастасия. – Для тех, кто поступал по конкурсу, это было бы несправедливо. Многие мои однокурсники учатся за счет своего региона, у них было целевое направление из местных ЦРБ и департаментов здравоохранения, и, конечно, они обязаны отработать 2-3 года там, где их ждут. Но это их выбор. А из тех, кто учится на общих основаниях, никто не согласится после столицы ехать работать сельскими врачами.Каждый  из нас хочет сам выбирать себе клиническую базу, где у него будет «наставник» –опытный профессор».

«Это нарушение прав человека, нарушение Конституции и морально-этических норм, присущих человеческому социуму, – считает другой студент-медик Станислав. – Но осуществить эту идею в нашем государстве, в общем-то, вполне реально. Всем плевать на студентов, а проблему нехватки 120 тыс. терапевтов в селах и поликлиниках надо как-то решать. И почему бы и не таким способом? Как студенты относятся к этой идее? Половина просто свалит из медицины, половина, за отсутствием другого варианта, пойдет с отвращением отрабатывать, эмоционально выгорая и превращаясь за эти 3 года в машинки по выписыванию рецептов. Малая часть просто договорится, даст денег и пойдет сразу в ординатуру».

Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов считает, что возврат к системе распределения в нынешних правовых реалиях невозможен.Закон об образовании предъявляет единые требования для всех студентов-бюджетников, вне зависимости от выбранной специальности. «Потребуется вносить изменения в законодательство, касающееся именно процедуры распределения выпускников медвузов, – считает омбудсмен. – Как вариант, могут потребовать от абитуриентов подписывать обязательство отработать после окончания учебы по распределению. Но это неизбежно вызовет массу вопросов, решать которые придется в судебных инстанциях. Да и я не очень хотел бы лечиться у врача, которого обязали работать на этом месте».

Решить кадровую проблему в сельской местности может только сильная мотивация выпускников, считает Хромов. «Если будут хорошие подъемные и жилье, многие поедут в дальние регионы добровольно, – говорит он. – Но я не уверен, что государство найдет ресурсы на то, чтобы достойно обустроить молодых специалистов, да еще и с семьями». По мнению Хромова, правильней всего в нынешней ситуации было бы сосредоточиться на избегающих отработки «целевиках»: сейчас для них есть масса уловок, позволяющих «откосить», а санкции не достаточно серьезны.

«Мягкая привязка»

Вернуть советскую систему де-юре нереально, считает и директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Для этого придется проводить реформу вузовского образования по всем специальностям. Поэтому сейчас в Минздраве ищут варианты «мягкой привязки» студентов к будущему месту работы. «Обсуждаются разные предложения, как заставить молодого специалиста после окончания базовой программы работать там, где потребуется, – рассказал эксперт. – С этим можно увязать повышение квалификации и стажировки, включение в процесс обучения получение практического опыта. То есть, определенные обязательства могут быть заложены уже в сам этот процесс: к примеру, чтобы уйти в какую-то специализацию после получения базового образования, бакалавры должны будут получить клинический опыт там, куда их направят. Такая вот стажировка на селе между бакалавриатом и магистратурой. Но пока окончательное решение не принято».


вернуться в раздел новостей