с 10:00 до 18:00 по будням

Права пациентов

1. Источники пациентского права

 

Права пациентов – это группа норм права, касающихся оказания медицинской помощи или необходимости ее оказания гражданам и сформулированных в нормативно-правовых актах России и международных нормах права.

Своими корнями пациентское право уходит в эпоху Древней Руси. Именно в то время (X век) появились первые правовые источники, регулирующие отдельные вопросы врачевания – «Правда Русская», «Церковный Устав». Уже в то время существовало несколько способов организации медицины – монастырская медицина, при которой врачевание оказывалось на безвозмездной основе преимущественно неимущим, а также малоимущим; народная медицина (пациентами являлся прежде всего простой люд), и светская медицина, которая была доступна за определенную плату, в основном, боярам и князьям.

С приходом к власти Петра I одна из его многочисленных реформ была посвящена медицине, в частности, были приняты законодательные акты, уделяющие внимание медицинскому делу.

Среди нормативно-правовых актов, посвященных вопросам оказания медицинской помощи, заслуживают наибольшего внимания два –Воинский Устав 1716 года и Морской Устав 1720 года. Их создание было обусловлено прежде всего увеличением числа раненных и больных военных, потребовавших изменения военно-медицинской службы.

В Морском Уставе 1720 года уделяется особое внимание ответственности медиков за небрежное и презрительное отношение к больным[1].

В период расцвета Российской империи появилась так называемая «приказная медицина».

Медицинская помощь в больницах «приказной медицины» для социально незащищенных слоев населения оказывалась на безвозмездной основе. Купцы, мещане, другие обеспеченные люди за лечение вносили определенную плату[2].

Изучение нормативной базы периода расцвета империи, посвященной медицине, позволяет сделать вывод о том, что Россия уже имеет опыт систематизации законодательства – так, в 1857 году, в ходе реформы правовой регламентации лечебных структур, входящих в Приказы общественного призрения, вышел Свод Законов Российской Империи, в состав которого вошел Врачебный Устава, регулирующий, главным образом, обязанности и профессиональную квалификацию врачебных инспекторов.

Реформирование государственного устройства императором Александром II привело к введению в центральных губерниях Российской империи земского хозяйственного управления, что привело к возникновению «земской медицины», основной целью которой стало обеспечение равной доступности медицинской помощи всему населению и, в первую очередь, сельскому.

Юридической основой земской медицины являлись должностные правила для медиков, в частности, должностные инструкции для врачей, фельдшеров и повивальных бабок, принятые в 1868 году Московской уездной управой, то есть подзаконные акты.

В советский период существовала система охраны здоровья, при которой отношения по оказанию медицинской помощи регулировались, как и в период расцвета русской империи, преимущественно подзаконными актами, что сказалось на особенностях существования нормативной базы в сфере здравоохранения в настоящее время. Государство монопольно владело организационно-управленческими и финансовыми ресурсами в области здравоохранения. Основываясь на принципах земской медицины, гражданам был обеспечен равный доступ к возможности оказания им медицинской помощи на условно безвозмездной основе.

Нормативно-правовая база здравоохранения РФ сегодня состоит из общепризнанных принципов и норм международного права международных договоров РФ, которые являются приоритетными в случае их противоречия с нормами национального законодательства РФ[3] (к ним относятся универсальные, региональные и двухсторонние международные акты), федерального законодательства в области здравоохранения, а также законодательства субъектов федерации (поскольку здравоохранение по ст.72. Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов).

К универсальным международным договорам в области здравоохранения относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года, Хельсинская Декларация всемирной медицинской ассоциации 1964 года, Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1998 года и ряд других.

В качестве примера регионального международного договора можно привести Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения 1992 года, Хартию социальных прав и гарантий граждан, утвержденную Межпарламенской Ассамблеей государств-участников СНГ в 1994 году (глава Пятая посвящена охране здоровья), Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ 1997 года, Соглашение о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ-инфекции 1998 года, Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств 2001 года и т.д.

Среди двухсторонних соглашений можно назвать Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Республики Кыргызстан в области здравоохранения, фарминдустрии и медицинской науки 1992 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения 1995 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Зимбабве о сотрудничестве в области здравоохранения 1997 года, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Великого Герцогства Люксембург о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской науки и медицинской промышленности 1998 года, и т.д.

Итак, основные источники пациентского права: международные нормы, которые разделяет Россия, Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, решения исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных властей.

Права пациентов рассредоточены в различных федеральных законах: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании», «Об обращении лекарственных средств», «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О предупреждении распространения на территории Российской Федерации вируса иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИДА)», «О радиационной безопасности населения», «О вакцинопрофилактике», «О государственной социальной помощи» – всего в более 30 федеральных законов, а также в нормах Гражданского кодекса РФ, общих и специальных нормах Уголовного кодекса РФ.

Те нормы права, которые, на мой взгляд, требуют комментариев и разъяснений по их применению, будут рассмотрены более предметно.

[1]        Устав Морской: «О всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море», М., «Новатор», 1993. С.42

[2]        Стеценко С.Г. «Право и медицина: проблемы соотношения», М.: «Международный Университет (в Москве)», 2002. С.39.

[3]        Согласно п.4 ст.15 Конституции РФ 1993 года, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.