с 10:00 до 18:00 по будням

Права пациентов

11.   Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну

(п. 7 ч. 5 ст. 19 Основ)

 

Приведенная норма имеет основу в виде одного из принципов  охраны здоровья, который так же сформулирован в Основах: 

 

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны 

 

1.  Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2.  Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3.  С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4.  Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

    1)   в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

    2)   при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

    3)   по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

    4)   в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

    5)   в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

    6)   в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

    7)   в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

    8)   при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

    9)   в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

  10)   в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Приведенная статья содержит исчерпывающий (закрытый) перечень случаев, когда допускается передача сведений третьим лицам. Под третьим лицом следует понимать любое лицо, которому переданы указанные сведения без согласия пациента. К таким случаям следует относить даже случаи приглашения врачей-консультантов, если пациент не может выразить свою волю и ему требуется экстренная помощь; приглашение студентов-медиков для обучения на конкретном пациенте и т.п. Эти случаи и подобные им, если происходят без согласия пациента, следует расценивать как нарушение врачебной тайны. В подобных ситуациях врач обязан испрашивать согласия пациента.

К сожалению, у родственников пациентов так и не появилось права на информацию о состоянии близкого человека — пациента, кроме случаев с неблагоприятным прогнозом (ч. 3 Ст. 22 Основ). Более того, такое разглашение может стать правонарушением, если пациент не дал права на сообщение сведений о себе, причем даже после смерти. Эта ситуация нередко становится причиной раздувания конфликтов, потому что пациенты. Не ожидая смерти близкого человека при поступлении в больницу, пытаются понять, что произошло. А для этого им нужны медицинские документы, которые им, конечно, никто не дает. Это вне сомнений «подливает масла в огонь», и для того, чтобы узнать хотя бы что-то, люди обращаются в прокуратуру или в суд просто для того, чтобы увидеть медицинские документы.

Ситуацию на спасает п. 5 ст. 67 Основ, где сказано, что заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего. дело в том, что под заключением понимается справка о смерти, в которой, как правило значится, что-нибудь вроде «остановка сердца», но тут дело в том, что когда человек умирает, то сердце останавливается всегда (кроме смерти головного мозга в трансплантологии), а вот что привело к остановке в справке вы не найдете. Эта информация есть только в протоколе вскрытия и в медицинских документах, которые содержат врачебную тайну.

Чтобы убрать эту напряженность при поступлении в больницу персонал может предложить пациенту типовую форму заявления, а если такой нет, то каждому пациенту следует написать согласие о том, кому именно он доверяет передачу сведений о себе. Мы ведь не будем исходить их предположения, что персонал под видом врачебной тайны скрывает свои грехи, а потому готов создать механизмы снижения конфликтогенности.

Следует отметить, что в нашей практике мы нередко сталкиваемся с тем, что врачи трактуют понятие врачебной тайны, как тайну от всех, включая самого пациента. Это – забавное заблуждение (иногда намеренное), что видно из приведенных норм права.

Обращает на себя внимание и то, что даже сведения, которые были переданы третьим лицам по согласию пациента не вправе разглашаться этими лицами далее, если это не разрешено законом (например, следователь по уголовному делу передает сведения в суд).

Родители или законные представители несовершеннолетнего вправе знать о его здоровье до исполнения ему пятнадцати лет, а в отношении больного наркоманией до возраста старше шестнадцати лет при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности в более раннем возрасте).