12.2. Право на получение информации о состоянии своего здоровья (ст. 22 Основ), добровольное информирование согласие на медицинское вмешательство (ст. 20 Основ) и отказ от него (п. 8 ч. 5 ст. 19 Основ)
1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Прежде всего, следует отметить, что объем информации, который определяется законом как «состояние здоровья» и объем информации при получении добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство идентичны.
Так, как мы видим, согласно ст. 22 Основ: пациент вправе получить «информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
А согласно ст. 20 при получении согласия предоставляется информация «о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
Различается только то, что связано с состоянием здоровья и диагнозом, а в остальном объем информации о состоянии здоровья включает в себя объем информации при получении согласия.
В жизни, конечно, это совсем не одно и то же, и спрашивая о своем диагнозе, мы не всегда ожидаем сразу же услышать весь объем информации о лечении, рисках, прогнозах и пр. Немного спасают это обобщение различие процедур информирования в эти двух не одинаковых случаях информирования, которые даже регулируются различными статьями Основ.
Прежде всего отметим, что основная правовая конструкция информирования о состоянии здоровья не так проста, как кажется на первый взгляд. Нам почти всегда приходится сталкиваться с позицией, что «врач должен был, а не сказал, а ведь у меня ж право есть». И врачи нередко думают, что должны, хотя и не хочется...
Но это не так. В законе правовое значение имеет слово «получить». И нигде не сказано, что кто-то обязан дать пациенту информацию о состоянии его здоровья, если он о ней не спросили. То есть о своем праве на информацию о состоянии здоровья надо заявить, о состоянии здоровья спросить!
Так же в ч. 3 ст. 22 Основ сказано, что информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. Конечно, по назначенному лечению можно догадаться и о состоянии здоровья, но тут важно, что врач связан тем, что не может сказать пациенту: «Это лекарство поможет Вам от того-то», – поскольку последние сведения нарушат волю пациента, который отказывается быть информированным.
Кроме того, «В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация».
Это – единственная норма и случай, согласно которой родственники пациента (помимо представителей по закону или по доверенности) имеют какие-то права, помимо случаев, когда пациент – не полностью дееспособное лицо, включая несовершеннолетних.
С учетом этих норм представляется единственно верным следующий.