с 10:00 до 18:00 по будням

Права пациентов

12.8.   Коллизии при получении согласия

 

Нормы права об информировании традиционно создают в этой сфере целый ряд коллизий Например, как предоставить человеку  информацию в полном объеме, в доступной для него форме, в письменном виде, и так, чтобы не нарушить волю пациента на информацию.

Невооруженным глазом видно, что здесь имеются противоречия. Например, письменный вид - не доступная форма для слепого. Написать одну одинаковую бумагу для всех людей и добиться равного результата в степени (полноте) информированности невозможно — поскольку люди разные (разные болезни и их течение, культура, образованность, язык, знания, любознательность, эмоциональное состояние и т.п.), тогда такая бумага обязательно нарушит либо полноту (писать целый учебник для пациента бессмысленно, а краткий вариант может кого-то не устроить), либо доступность (чего-нибудь не поймут из-за терминов) информации.

Важнейшей проблемой является ситуация, в которой пациент отказывается от информации, но готов лечиться. Формально, закон не предусматривает возможности лечения без согласия, но какое нарушение хуже: не информировать или не лечить? Ведь закон нигде не говорит, что неинформирование служит основанием для отказа в медицинской помощи.

Норма закона о том, что информация не может быть предоставлена пациенту против его воли, основана на  правах человека, отраженных в Конституции, включая запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24 Конституции РФ).

В ст. 21 Конституции РФ сказано, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

То есть по Конституции важно согласие на вмешательство само по себе, а не информированное согласие. Понятно, что требование к информированному согласию тоже выводится из той же Конституции, но согласно ей же от информации можно отказаться, а этого закон не рассматривает.

Но тогда это — не жестко обусловленная конструкция из двух норм: об информированности и медицинском вмешательстве.

В силу подобных, плохо разрешимых сложностей, заложенных в законе, с которым мы, конечно, пытались довольно безуспешно спорить, создать нормальную процедуру получения согласия невозможно.

Это выразилось в том, что Минздрав РФ сначала принял  приказ от 21 сентября 2012 г. № 206н :

«Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства
в отношении определенных видов медицинских вмешательств,
форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства»
, а спустя несколько недель его отменил, полагаю, так же потому, что он не прошел регистрацию в Минюсте.

Тем не менее, закон никто не отменял, и процедура получения согласия должна быть соблюдена при условии, что пациент вправе отказаться от информации и получить-таки помощь.