с 10:00 до 18:00 по будням

Права пациентов

12.1.   Право на информацию о правах и обязанностях пациента

 

Когда думаешь об этом праве, поневоле вспоминается американская модель информирования задержанных: «У вас есть право хранить молчание, у вас есть право на адвоката, все, что вы скажете, может быть использовано против вас в суде…»

Поэтому, конечно, было бы неплохо, если бы врач или медсестра начинали прием пациента не только с вопроса: «Что у вас?», а так же спрашивали бы, хочет ли пациент знать свои права, озвучивали бы их при подтверждении или вручали бы соответствующую памятку, а Минздраву РФ следовало бы подумать о проведении соответствующей программы.

Я не стану в этом разделе повторять права пациента, это сделано в книге в целом. Но остановлюсь на обязанностях пациента.

Они сформулированы в ст. 27 Основ, как обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Согласно этой статье:

 

·        граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

·        граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

·        граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

 

Эти новеллы (а это новые нормы в законодательстве России) создают очередные коллизии.

Возьмем пункт первый. Выглядит он, на первый взгляд, как декларация: кому какое дело – следит человек за своим здоровьем или нет? А если не следит, так что ему за это будет, кроме плохого здоровья, то есть ему же и хуже. Но если в суде доказать, что человек не заботился о своем здоровье, а лечебное учреждение потратило деньги на его лечение, то эти расходы могут быть адресованы этому незаботливому пациенту. А поскольку – и это очень важно – почти всегда можно доказать, что пациент незаботлив, то не составляет особого труда почти с каждого пациента получить деньги. Коллизия состоит в том, что у нас помощь гражданам по Конституции РФ бесплатна, слава Богу. Но могут найтись желающие, которые скажут, что это для заботящихся о своем здоровье граждан она бесплатна, а для всех остальных, кто причиняет своему здоровью вред неправильным питанием, эмоциями, курением, алкоголем, неправильным режимом, неаккуратным хождением под кирпичами и сосульками (то есть для всех) — нет. Все это, к счастью, не отменяет Конституцию.

Второй пункт является отсылочным к другим нормам законодательства, а потому не имеет юридической ценности, хотя и содержит очередной казус: профилактика заболеваний – это система мер, направленная на их недопущение, а потому формулировка «граждане, страдающие заболеваниями,… обязаны … заниматься профилактикой этих заболеваний», - вызывает недоумение. Если заболевание уже есть, то каков смысл в его профилактике? А ведь это обязанность по закону.

Что касается обязанности соблюдать режим лечения, то норма эта находится в противоречии с правом отказаться от медицинской помощи, причем отказ, замечу, не отменяет права получения медицинской помощи в дальнейшем. А если пациент нарушил режим, то что? Права лечиться лишили? С такими подходами можно и уголовную статью «неоказание помощи больному» заработать.

Тоже самое с правилами поведения. Минздраву России следует создать типовые правила, которые бы исходили из того, чтобы не мешать другим пациентам лечиться – и это был бы единственный критерий этих правил. Но если сюда добавить «и персоналу работать», то мы получим, что персоналу будет мешать все – даже вызов врача в палату. Итак, правила внутреннего распорядка медицинской организации не должны ограничивать пациента в его конституционных правах, если их реализация, не мешает другим пациентам.

Именно из-за появления таких странных норм права практически ни в одной стране мира не существует нормативно закрепленных обязанностей пациентов. Это все равно, что сделать обязанными в чем-то пенсионеров, и выдавать пенсии под условием, например, что те смирно себя ведут или еще что-то в этом духе. К счастью, пока это никому в голову не пришло, хотя уже боишься и писать что-то – а вдруг сделают!

Режим посещения большинства ЛПУ, формально, когда речь идет «о часах посещений», противоречит свободе передвижения граждан, а так же противоречит праву членов семьи находиться рядом друг с другом или вообще быть рядом с людьми, которых любишь или которые важны для человека.

К счастью, в Основах нам удалось добиться некоторых преференций для пациента, и одна из них состоит в том, что приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем: … создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации (п.6. ч.1 ст.6 Основ).

Следует отметить, что противоэпидемический режим должен быть продуман и обоснован. Нам нередко приходится слышать, что близких не допускают к пациентам, потому что они могут принести с собой инфекцию. Но правда состоит в том, что в лечебном учреждении человек находится в значительно большей опасности, чем учреждение. Виной этому внутрибольничная инфекция. Которая намного опаснее и устойчивее к антибиотикам, чем та, которую может принести с собой человек. Но это не означает, конечно, что можно идти с немытыми руками, в грязной обуви, оставлять мусор и т.п.

Итак, в случае затруднения свидания с пациентом следует указать на это главному врачу ЛПУ, написав соответствующее заявление, а в случае отсутствия ожидаемой реакции, обжаловать правила внутреннего распорядка в суде или в прокуратуре.