14.4. Обеспечение лекарством в зависимости от наличия в стандарте
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.[1]
Никаких иных оснований медицинской помощи, кроме порядков и стандартов (в стандарт включаются и необходимые лекарственные препараты[2]), в законе не указано, кроме упоминания в другой статье права оказания платных услуг в части иных условий, нежели указано в программе государственных гарантий.[3]
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти[4].
В законе так же сказано, что программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения РФ, основанных на данных медицинской статистики[5].
Если нет стандарта или если лекарства нет в стандарте — значит нет и страхового обеспечения и значит препарат в программу госгарантий не входит.
В то же время территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования[6].
Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.[7]
Из сказанного следует вывод, что до тех пор, пока лекарство не включено в стандарт, оно не входит в базовую программу госгарантий, но может по усмотрению регионов включаться в территориальные программы, как дополнение к базовой.
В последнем случае регионы сами решают, в каком режиме, на какое число пациентов и пр. будет закупаться препарат. Причем, эти цифры в большой степени основаны на запросах самих ЛПУ.
В приказе Минздравсоцразвития говорится, что в случаях стационарного обследования и лечения граждан на основании договора добровольного медицинского страхования и/или договора на оказание платных медицинских услуг им могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в стандарты медицинской помощи, а также в территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, если это оговорено условиями договора[8].
Назначение стационарным больным лекарственных средств, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации и разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в стандарты медицинской помощи и территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, производится только по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах больного и журнале врачебной комиссии[9].
В то же время согласно закону[10] назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Письмо Минздравсоцразвития № 14-3/10/2-11668 от 24.11.2011. дает несколько расширительное, а потому спорное, толкование этой нормы: «Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрена возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии наличия медицинских показаний с учетом индивидуальных особенностей пациента, особенностями течения заболевания, по назначению лечащего врача».
Тем же письмом сообщается, что в настоящее время субъекты Российской Федерации при реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения должны использовать стандарты медицинской помощи, утвержденные Минздравом России.
Если необходимое лекарство не включено в стандарт медицинской помощи по показаниям, указанным в его инструкции, единственным правовым основанием для его применения могут быть платные услуги или решение врачебной комиссии, если препарат включен в территориальную программу госгарантий, и тогда он предоставляется бесплатно.
[1] п.1 ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»
[2] ч 2. п.4. ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»
[3] п.5 ст. 84 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»
[4] п. 4. ст 35 ФЗ РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
[5] п. 7 ст. 80 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»
[6] п.1 ст. 36 того же закона
[7] п.7 той же статьи
[8] п.п. 2.5. и 2.6. Приложения N 12 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110
[9] Там же
[10] п.5 ст. 37 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан»