с 10:00 до 18:00 по будням

Права пациентов

14.8   Биологически активные добавки

( +  ЗАЯВЛЕНИЕ  О возбуждении уголовного дела в связи с мошенничеством )

 

Проблема реализации БАД состоит, прежде всего, в их статусе. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ  «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки – это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

     Это означает, что любые вещества, которые предназначены для самостоятельного, отдельного от пищи применения не могут применяться в качестве БАД. Но именно так продается подавляющее число БАД – в виде таблеток, принимаемых вне зависимости от приема пищи. В этой части речь идет об отсутствии правоприменительной практики, которую должны осуществлять Роспотребнадзор и органы по борьбе с экономическими преступлениями, не допуская на рынке реализацию товара с нарушением закона.

Поскольку в состав пищи обычно входят так же соль, сахар и т.п., то отличие пищевой добавки от биологически активной добавки – не определено, что и позволяет манипулировать понятиями и рынками. Например, предназначение БАД согласно данному в законе определению идеально подходит к определению пищевых добавок вообще, в частности, и к соли.

В то же время любая биологическая активность, хотя бы намекающая на профилактический или терапевтический эффект неумолимо приводит вещество под действие закона «Об обращении лекарственных средств», что оправдано. А разве может быть другая биологическая активность? Вся другая активность – это активность пищи вообще, которая не вправе позиционироваться, как лекарственная активность.

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства – это вещества или их комбинации, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Путаница (умышленная?) существует из-за того, что БАД с самого начала своего существования в России (начиная с Гербалайфа) занимали часть рынка лекарственных препаратов, а не пищи, поскольку ни один нормальный человек не стал бы это есть, как еду.

Не может быть третьего вида потребляемых веществ — это либо пища, либо лекарство!

Питание вообще - это биологически активное воздействие на организм человека. Диетическое питание с этой точки зрения, например, – это процесс управления биологической активностью организма в необходимых профилактических и лечебных целях, но это не делает пищу лекарством. Стоит отойти от точного разделения понятий, и мы оказываемся в масштабах грандиозного эксперимента на здоровье людей, что и происходит в России с помощью рынка БАД.

БАД – это особый вид лекарственных препаратов со всеми вытекающими требованиями к клиническим исследованиям, эффективности и безопасности, допуску на рынок!

Вероятно, что БАД должны быть разделены на группы для того, чтобы часть из них могла попасть под процедуру ускоренной регистрации, а другая часть должна будет пройти полноценные клинические исследования для подтверждения тех эффектов, за которые потребитель и платит деньги.

Но для этого необходимо признать БАД в качестве лекарственных средств, предъявляя к ним соответствующие требования.

В Решении № 9 ОТ 12.11.2008. «Об ограничении оборота БАД» Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре указал, что:

«Во-первых, огромное число БАДов реализуется через аптечные сети, что само по себе ассоциируется у потребителя с мыслью о том, что БАД – это лекарство, иначе они бы продавались в продовольственных магазинах, где и должны продавать добавки к пище, пусть и биологические.

Во-вторых, БАДы выписывают врачи, что нарушает смысл понятия «медицинское вмешательство», поскольку использование БАДа не может быть признано медицинским средством», поскольку их медицинская эффективность не доказана.

     Общественный совет рекомендовал Росздравнадзору принять меры самостоятельно или совместно с компетентными органами (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство внутренних дел РФ) по ограничению оборота биологически активных добавок, а именно принять меры:

·        к запрету продажи БАД через аптеки;

·        к запрету выписки БАД врачами;

·        к изъятию из оборота БАД, которые применяются не одновременно с пищей;

·        к изъятию из инструкций по применению и рекламы БАД всякого упоминания о действиях БАД, которыми обладают лекарственные средства согласно закону;

·        к обязательному использованию в инструкции по применению БАД слов, указывающих на то, что данная биологически активная добавка обязательно применяется одновременно с пищей.

 

Поскольку в подавляющем числе случаев продавцы БАД позиционируют их, как товар, имеющий лекарственный эффект, который не подтвержден надлежащим способом, данные деяния образуют состав преступления по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», то есть приобретение права на чужое имущество (получение денег) путем обмана или злоупотребления доверием. Органы по борьбе с экономическими преступлениями используют в правоприменительной практике именно эту статью при расследовании ситуаций с БАД.

Однако ОБЭП не хотят работать, не имея конкретных заявлений от пострадавших, хотя рекламу продажи БАД через Интернет или иным способом следует рассматривать как подготовку к совершению преступления.

Таким образом, вопрос существования на рынке России БАД – это, прежде всего, вопрос надлежащей правоприменительной практики. Для его корректного решения нужна лишь воля государства.

В этой части Роспотребнадзор обязан провести работу по сбору информации о реализации БАД с нарушением закона и представить ее в органы прокуратуры, Следственный комитет РФ, МВД РФ для возбуждения уголовных дел.

Для этого не нужны изменения в сфере законодательного регулирования.

Если гражданин приобрел БАД, он может написать в правоохранительные органы (ОВД, прокуратуру, ОБЭП) заявление следующего характера.

 


 

ОБРАЗЕЦ

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

О возбуждении уголовного дела в связи с мошенничеством

 

15 февраля 2008 года я вытащила из своего почтового ящика листовку рекламного характера, где рекламировалось средство для лечения ишемической болезни сердца в сочетании с лечением гипертонии под названием «ЛС».

Я позвонила по указанным в листовке телефонам и узнала подробности применения этого средства и его стоимость. Женщина, которая со мной говорила, уверила меня, что она врач, а средство мне обязательно поможет.

Я договорилась на встречу с агентом у меня дома. Когда тот приехал, я смотрела фильм и не стала читать надписи на этикетке в присутствии агента. Отдала 22 тысячи рублей, и он уехал.

И только позже я взяла упаковку и обнаружила, что это – биологически активная добавка к пище.

Я поняла, что меня обманули. Ведь согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «биологически активные добавки – природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов».

В то же время согласно ст.4 ФЗ РФ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства – это вещества или их комбинации, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Таким образом, меня намеренно ввели в заблуждение о качестве и свойстве купленного мною препарата, который не прошел клинических испытаний, а потому не может продаваться как средство, имеющее лечебный эффект, в качестве которого я его и приобрела.

Конечно, это «лекарство» я принимать не стала, и могу предоставить нераспечатанную его упаковку.

На основании изложенного

ПРОШУ:

1.  Провести проверку изложенных мной обстоятельств.

2.  Установить местонахождение и адрес, юридическое лицо, осуществляющее продажу препарата «ЛС».

3.  Возбудить уголовное дело по ст. 159 УК РФ по факту указанных событий.

4.  Принять меры к возврату мне уплаченных мною денег, притом что я готова вернуть купленный препарат его продавцу.

 

Дата, подпись.