16.2. Гражданин может и не страховаться в ОМС
Если смотреть в суть, гражданам не нужно страхование, им нужна медицинская помощь. В этом смысле страховка выглядит, как навязанная услуга : покупал колбасу, а дали еще и телевизор.
Проблема в том, что это ненужное страхование является барьером в реализации конституционного права.
Так, согласно п.1 ч.2 ст. 16 ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Но право граждан на получение бесплатной медицинской помощи следует из ч.1 ст. 41 Конституции РФ. Полис ОМС не может давать, подтверждать или удостоверять право, данное Конституцией РФ гражданам РФ, поскольку такое положение ограничивает конституционное право, создает ограничительные условия его реализации. В соответствии с конституционным правом именно граждане, а не застрахованные лица вправе получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно. Поставление оказания медицинской помощи в зависимость от предъявления полиса ОМС или даже его номера, противоречит Конституции РФ. А положение граждан не может быть ухудшено изданием федеральных законов (ч.2 ст. 55 Конституции РФ).
Более того, закон об ОМС в этом смысле параллелен Конституции РФ, поскольку говорит о правах и обязанностях застрахованных лиц. Тут-то и возникает вопрос: а если гражданин не застрахован, предъявил паспорт при получении медпомощи, но не предъявил полис?
Ответ очевиден: ему обязаны оказать помощь по Конституции РФ, как гражданину. Тогда зачем страховаться вообще? В самом деле – зачем?
Во избежание подобных коллизий в системе ОМС возможно приравнять граждан и застрахованных лиц (формула: застрахованными лицами являются все граждане РФ, а также иные лица, перечень которых определен настоящим ФЗ).
Необходимо описать в законе процедуру идентификации граждан в системе ОМС по гражданским документам. Для упрощения идентификации реестр застрахованных лиц может использовать ныне действующие номера полисов ОМС, сопоставленные с персональными данными гражданина.
По желанию гражданина ему может выдаваться полис ОМС (то есть это должно быть правом). Но не должно быть права у медицинских организаций требовать полис ОМС при обращении гражданина РФ (если гражданство подтверждено или идентифицировано иным способом) за помощью. Требование полиса при установленном гражданстве России следует расценивать, как ограничение права на медицинскую помощь и налагать за это санкции на нарушителя.
На лиц, не имеющих российского гражданства, включая граждан иностранных государств, упомянутая норма Конституции не распространяется, а потому для них может быть введен полис ОМС, как условие получения медицинской помощи.
Должно быть так : медицинская помощь в системе ОМС оказывается застрахованным лицам при предъявлении документов, подтверждающих гражданство РФ, или при предъявлении полиса ОМС.
В случае необходимости получения любым лицом экстренной помощи, такая помощь не требует подтверждения гражданства или предъявления полиса ОМС. При исчезновении состояния, угрожающего жизни, и восстановлении способности пациента разъяснить свой гражданский статус, производится его идентификация, как застрахованного лица.