4. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
Статья 6 Основ. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем :
1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Появление этого принципа в огромной степени стало возможным, благодаря пациентскому движению и принятию в мае 2010 года Декларации о правах пациентов в России на Первом Всероссийском конгрессе пациентов. Обращает на себя внимание не только необходимость уважительного и гуманного отношения к пациенту, что уже было в предыдущем законе, но и обеспечение ухода за ним, и организация оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени, и создание условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
Если отнестись к этим принципам, как к нормам права, а они, являясь частью закона, и формулируя общественные отношения, таковыми и являются, и если эти нормы права будут использованы пациентами, то у нас есть шанс кардинально изменить систему здравоохранения.
Один только учет времени пациентов чего стоит при тех очередях, которые есть в нашем здравоохранении. Если каждый раз, теряя время, пациент будет писать жалобу врачу на несоблюдение его прав, а потом обращаться с ними и в другие орган вплоть до прокуратуры, которая обеспечивает надзор за исполнением законов, то можно достичь серьезных перемен.
Однако есть проблемы, которые требуют не только жалоб, но и серьезной работы. Так, мы призывали Минздрав России к тому, чтобы учет времени пациента был бы использован в ходе стандартизации. Действительно, создание алгоритмов диагностики и лечения без временных факторов, является в большой степени декларативным. Какой смысл, например, в рентгене легких при подозрении на диагноз «пневмония» через месяц после его предположения?
Следует отметить, что во второй части этого принципа отражена новая реальность России, которая состоит в том, что в России с 2006 года, когда был создан Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, который стал катализатором объединения, сложилось пациентское движение, в частности, был создан Всероссийский союз пациентов, который объединяет около сорока организаций, среди которых несколько общероссийских, то есть имеют региональные отделения на территории более половины субъектов РФ. В основном, Союз пациентов занимается защитой прав своих членов на лекарственное обеспечение, и в этом он отличается от Лиги пациентов, однако эффективность его деятельности в своей сфере невозможно переоценить.
( К счастью, мне удалось быть инициатором, организатором и участником всех этих процессов.)
4.2 Модели отношений между пациентом и врачом
4.3 Значение этики врача в разрешении конфликта
4.4 Значение культуры пациента для профилактики конфликтов
4.5 Механизмы реализации и защиты права на уважительное и гуманное отношение
+ Образец Заявления о выборе врача